Главными чертами изданий Баухауса были упорядоченность, система и асимметричная типографика. Декор сводился к линиям, прямоугольникам и кругам. В Баухаусе получили развитие все жанры графического дизайна: шрифт, коллаж, фотомонтаж, рекламный плакат, книга и т.д. Непременным атрибутом стал гротескный шрифт.
Баухаус (нем. Bauhaus - «дом строительства») – это Высшая школа строительства и художественного конструирования, существовавшая в Германии с 1919 по 1933 год, где преподавание искусства и технологий стало единым процессом. Директором учебного заведения долгие годы был немецкий архитектор Вальтер Гропиус. Для него строительство или изготовление было важным делом, имевшим общественное, символическое и интеллектуальное значение, именно поэтому преподавание в Баухаусе было неразрывно связано с концепциями “конструирования”.
Особенности преподавания
Обучение проходило не в студиях, а в мастерских, где опытные художники и мастера знакомили учеников и тайнами творчества и приобщали к собственному художественному языку.
Учителей в Баухаузе называли мастерами, а студентов - рабочими и подмастерьями (с целью подчеркнуть связь художественного производства с реальным миром).
Работы учеников стали ассоциироваться с определенным стилем - геометричным, функциональным и современным. Сам Гропиус неустанно отрицал существование какого-либо стиля Баухауса в принципе, а Оскар Шлеммер говорил о стиле, который приписывали школе, так:
Отрицание всех стилей прошлого, стремление к актуальности моменту любой ценой - такой стиль повсюду, но только не в Баухаусе.
На самом деле, дизайн всего, что делалось в школе, определялся функциональными потребностями, а не стремлением соответствовать некому стилю.
Разработка новых шрифтов на основе эстетики абстрактной геометрической формы стала одним из главных направлений графического дизайна школы Баухаус. Крупнейшим мастером типографии и книжного дизайна в Баухаусе стал Герберт Байер. Для разработки новых типов шрифтов Байер использовал простейшие геометрические элементы, экспериментируя в сфере стандартизации процессов современной визуальной коммуникации.
Основная его заслуга — это использование шрифтов без заглавных букв. Он утверждал:
Зачем нам писать на двух разных алфавитах, ведь в речи мы же не говорим с заглавной "А" или со строчной "а".
Ещё одним крупным мастером типографики в Баухаусе был Йост Шмидт.
Под его руководством учеником школы Вальтером Пуффом был создан знаменитый логотип Баухауса, присутствующий сегодня на фасаде здания школы в Дессау.
Таким образом, если мы говорим о значении Баухауса в графическом дизайне и в плакате, то мы не можем не считаться с тем фактом, что эта школа подарила миру “новый” дизайн трёхцветного плаката, шрифты без использования заглавных букв и минималистичность, которая не была так востребована до этого периода.
Начало:
Эволюция плаката: итальянский футуризм и революционная графика русского конструктивизма