В искусстве это привело к идее полного разрыва всех связей с классической традицией и академическим каноном. Модернисты ставили перед собой фундаментальную задачу – сформировать новый взгляд на мироустройство и на искусства, в том числе.
Первым всплеском такого настроения стал манифест футуризма 1909 года Филиппо Томмазо Маринетти. Вместе с другими поэтами и художниками они воспевали технический прогресс, динамику и скорость “ревущей машины, более прекрасной, чем статуя Ники Самофракийской”.
Этот динамизм и скорость, в свою очередь, прямо повлияли на видение футуристами литературы и графики. Слова для них постепенно стали терять своё место в тексте, а синтаксис и пунктуация вовсе исчезли с листа бумаги. Вольные рифмы и ураганы символов можно считать изобретением футуристов. Абстрактный язык звуков заменил прошлый понятный для всех слог. Несомненно, это отразилось и на оформлении ими афиш, плакатов, обложек и т.п.
Ещё одним ярким представителем футуризма является Фортунато Деперо, опубликовавший в 1915 году, совместно с итальянским художником, Джакомо Балла, художественный манифест “Реконструкция Вселенной”. Это был новый вызов реальности, ведь чтобы покончить со старыми нормами, футуристы считали необходимым изменить каждую деталь повседневного мира. Фортунато Деперо также занимался изданием книг, разрабатывал дизайн мебели и театральных костюмов, участвовал в художественных выставках и в разработке коммерческой рекламы для ликера “Кампари” и слабительного “Магнезия Сан Пеллегрино”, а также для других многочисленных журналов и брендов.
Аналогичным образом, в это же десятилетие в России зародилось другое направление, имеющее свой иллюстративный стиль и оказавшее значительное влияние на последующее развитие искусства плаката и графики, – конструктивизм. Конструктивизму еще в дореволюционной России предшествовал супрематизм Казимира Малевича, основанный в 1-й половине 1910-х годов и провозглашающий превосходство геометрии и абстрактных форм над цветом. Сам конструктивизм исповедовал коллективистский подход к искусству, в котором личность художника подчинялась интересам группы, а художественное новаторство и марксистская идеология объединялись в единую концепцию искусства революции. Эль Лисицкий, Александр Родченко, Владимир Татлин, Владимир Маяковский – основные представители данного направления. В своих работах они оперировали как особенностями конструктивизма: динамикой линий, техникой коллажа, содержательной нагрузкой, так и приемами супрематизма: символами и геометрией.
Таким образом, мы видим, как символ всеобщих катаклизмов в образе Октябрьской революции, Первой Мировой войны, изобретенного оружия, громких политических заявлений, массового производство повлиял на восприятие мироустройства людьми. Художники стремились создать нечто новое, соответствующие новому миру XX столетия. Доминирование ярких цветовых пятен, скользящие плоскости и абстрактные формы футуристов, комбинация гротескных шрифтов с фотомонтажом в революционной графике конструктивистов и стали этим “новым” в плакате.
Продолжение: Эволюция плаката: что означает Дада?