Старинное серебро с эмалью украшает экспозиции ведущих российских музеев страны. Отделка финифтью известна на Руси с глубокой древности, но подлинного расцвета искусство эмальеров достигло в XVII–XIX веках. Работа с эмалью — сложный и трудоемкий процесс, однако техника давала возможность достичь безупречной декоративности. Серебро с эмалью из мастерских Москвы и Санкт-Петербурга отличается многообразием исполнения и высокой художественной ценностью.
История эмали в ювелирном искусстве России
Старинное серебро с эмалью времен Древней Руси археологи находили во время раскопок близ храма Успения Пресвятой Богородицы в Киеве еще в XIX веке. В этом районе обнаружили целых три ювелирных мастерских, где наряду с посудой и украшениями делали изделия с перегородчатой эмалью. Мастера Киевской Руси пользовались покрытиями собственного производства, которые были менее стойкими, чем византийские.
Серебро с эмалью семнадцатого века хорошо сохранилось до нашего времени. В этот период мастера применяли уже другие технологии, хотя сведений об их работе сохранилось мало. Самостоятельным изготовлением эмалевой массы уже не занимались, а закупали ее в торговых рядах. Поставщиками материалов были страны Европы и Ближнего Востока.
Первые попытки производства внутри страны стали предприниматься в России только с развитием промышленности. Группа технологов императорского стекольного завода во главе с Леопольдом Бонафеде (Leopoldo Bonafede) в 1862 году довела до совершенства технологию работы со стеклянными массами и наладило на предприятии выпуск покрытий, по качеству не уступавших импортным. Однако один завод не мог удовлетворить все потребности, поэтому фирмам приходилось по-прежнему приобретать заграничные материалы.
Русские серебряники достигли высокого мастерства в нанесении финифти, хотя работа с серебром была намного сложнее, чем с золотом. Требовалось использовать более легкоплавкие материалы и тщательно рассчитывать температуры. Тем не менее, уже в XVI веке яркое и прочное покрытие стало неотъемлемой частью церковного интерьера, а затем эмалью стали украшать столовую посуду, письменные приборы, шкатулки и табакерки.
Эмальеры Москвы
XVII век — время расцвета эмали, которая на протяжении предшествующего столетия служила по большей части для украшения предметов культа и царского быта. Появились новые техники, и московские ювелиры быстро научились работать по чеканке и гравировке. Вошла в обиход популярная в Западной Европе роспись эмалевыми красками. В этот период значительно усложнился сканный орнамент, а тона стали более яркими и насыщенными.
В XVIII веке получила свое развитие миниатюрная роспись. Живописные работы заказывали монастыри и придворная знать. Накладными медальонами отделывали утварь, Евангелия и образы. Финифть пользовалась популярностью у знати, которая заказывала собственные портреты. Основоположник жанра художник Григорий Мусикийский известен многофигурными портретами семьи Петра I, которые он писал на крупных пластинах.
В конце 1790-х годов в творчестве московских эмальеров появились двухцветные эмали в серых тонах. Роспись в технике гризайль вытеснила ранее популярные яркие оттенки, а сюжеты окончательно приобрели светский характер. Изображения дам и кавалеров наносили даже на потиры и оклады икон, что ранее было совершенно неприемлемо.
Первая треть XIX века принесла новые веяния ювелирной моды. Эмаль утратила свою популярность и применялась преимущественно в дешевом массовом производстве. Спрос вернулся только после 1850 года в связи с возрождением интереса к русскому традиционному искусству. Эмаль заняла одно из самых значительных мест в творчестве мастеров. Если ранее ведущую роль играли накладные пластины с миниатюрами, то теперь декором покрывали всю поверхность предметов.
Лидирующие позиции в эмалевом производстве занимала фабрика Овчинникова. Ее продукция отличалась богатством красок и тщательной отделкой. Солонки, ковши-братины, чарки, ложки и подстаканники украшали густым сканным орнаментом, который затем заполняли многоцветной эмалью. Ювелиры фирмы широко применяли прозрачные покрытия, которые были крайне сложны в нанесении.
Из самых известных мастеров-эмальеров следует отметить:
- компанию Хлебникова, которая славилась изделиями в древнерусском стиле с эмалью по литью и резьбе;
- фабрику Оловянишникова. Мастера работали в византийском стиле по заказам Московского патриархата. Отделка выполнялась очень тонко и тщательно, но несколько сухо, что лишало ее очарования, свойственного старине;
- Федора Мишукова, для которого была характерна высокая точность воспроизведения памятников древнерусского искусства.
Мастера-эмальеры Санкт-Петербурга
На протяжении всего XVIII века в северной столице наблюдалось сильное увлечение эмалевой живописью. Ювелиры копировали картины художников, перерабатывая сюжеты в особой декоративной манере. Изображения размещали на аксессуарах и посуде, а миниатюрные портреты получили распространение далеко за пределами светского общества. В Академии художеств появился отдельный класс, где обучали искусству рисунка финифтью.
В начале следующего столетия стали популярны так называемые дробницы — пластины с отверстиями для креплений. Как правило, их размещали на шкатулках, табакерках и коробочках, а в живописных сюжетах преобладали пейзажи и сценки в античном стиле. Высоким спросом пользовались изделия миниатюристов Петра Росси и Дмитрия Евреинова.
В Петербурге эмалью увлекались значительно меньше, чем в Москве. Финифть была лишь элементом отделки, нередко ею покрывали вырезанные в серебре изображения или узоры. С появлением механизированных способов работы с металлами технику стали использовать чаще, а прозрачные эмалевые вставки приобрели более интенсивные цвета.
Петербургская фирма братьев Грачевых славилась своими мастерски выполненными изделиями с узорами из тонкой скани, покрытыми эмалью неярких тонов с преобладанием желтых и зеленых оттенков. Прозрачная и яркая финифть на золотом фоне — отличительная черта изделий Фаберже. Мастера работали с гильошированными поверхностями и редко использовали для фона более одного цвета, что придавало драгоценным безделушкам особую строгость и элегантность.
Развитие эмальерного дела в России прервали события Октябрьской революции. Большевистское правительство запретило свободную торговлю драгоценными камнями и золотом, что привело к закрытию чудом уцелевших частных предприятий. Квалифицированных специалистов в стране практически не осталось, и отмена запретов во времена НЭПа не исправила ситуацию. Возрождение производства началось только после 1950-х, но, веками формировавшиеся приемы и стили, были утрачены безвозвратно.