Филиппо Брунеллески: гениальный итальянский зодчий Раннего Возрождения
815
просмотров
Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi; родился в 1377 году — умер 15 апреля 1446 года) — знаменитый итальянский художник XV века, величайший архитектор периода Раннего Возрождения, первооткрыватель теории линейной перспективы в живописи. Архитектурные шедевры Филиппо Брунеллески на протяжении многих столетий являются визитной карточкой Флоренции, в том числе великолепный купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре — жемчужина зодчества кватроченто.
Филиппо Брунеллески. Портрет Филиппо Брунеллески (фрагмент картины «Пять мастеров флорентийского Возрождения»), начало XVI века

Филиппо Брунеллески также был гениальным скульптором, инженером и математиком. Помимо основной деятельности в сфере архитектуры он разрабатывал уникальные механизмы для церковных театрализованных мероприятий, военные укрепления для защиты городов, гидравлическое спецоборудование и успешно занимался кораблестроением.

Филиппо Брунеллески. Бронзовая фигурка Иоанна Богослова (часть декора алтаря Святого Якова в Пистойе), 1399

Биография Филиппо Брунеллески

Филиппо Брунеллески появился на свет во Флоренции в 1377 году в семье преуспевающего нотариуса и по совместительству государственного служащего Брунеллески ди Липпо. По линии матери близкими родственниками ему приходились члены влиятельных местных фамилий Спини и Альдобрандини.

Филиппо Брунеллески. Скульптура Святого Августина (часть декора алтаря Святого Якова в Пистойе), 1399

Филиппо был старшим ребенком в семье и с раннего детства обнаружил недюжинные способности к наукам. Благодаря стараниям отца, который планировал в старости передать мальчику свою практику, будущий художник получил отличное гуманитарное образование. За время обучения Брунеллески в совершенстве изучил латынь и с огромным вдохновением читал тексты древнеримских авторов в оригинале.

Филиппо Брунеллески. Конкурсный проект для дверной панели баптистерия Флоренции, 1401

Юный Филиппо искренне проникся идеалами античного искусства и отказался от блестящей карьеры нотариуса. В пятнадцатилетнем возрасте он стал учеником ювелира, у которого обучился основам рисования, лепки и гравировки. А в 1398 году Брунеллески приняли в элитную гильдию цеховиков Арте делла Сета в качестве ювелира и скульптора.

Филиппо Брунеллески. Двор мужской части Воспитательного дома во Флоренции, 1419-1445

Самыми первыми из работ мастера считаются фигурки апостолов для алтаря базилики Пистойского собора, созданные в 1399-1400 годах. Искусно изготовленные из бронзы статуэтки и сегодня украшают внутреннее убранство этого храма.

Филиппо Брунеллески. Базилика Сан-Лоренцо во Флоренции, 1420

В 1401 году в жизни Филиппо Брунеллески произошло событие, кардинально повлиявшее на его последующую судьбу. В числе других молодых авторов он принял участие в конкурсе, участники которого должны были представить проект барельефа для ворот Флорентийского баптистерия. Авторитетное жюри в итоге объявило победителем Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti), а Филиппо занял лишь второе место.

Филиппо Брунеллески. Купол Санта-Мария-дель-Фьоре, 1420-1436

Поражение в финале конкурса Брунеллески принял очень близко к сердцу. Молодой художник решил навсегда порвать с профессией скульптора и уехал в Рим, чтобы заняться раскопками античных архитектурных древностей. Вместе с Донателло (Donatello) он в течение трех лет зарабатывал на жизнь изготовлением ювелирных украшений, а все свободное время посвящал изучению древнеримских руин. Так Брунеллески увлекся архитектурой, которая впоследствии принесла ему всемирную славу.

Филиппо Брунеллески. Часовня Каппони, 1420

По возвращении из Рима Филиппо не только продолжал трудиться в гильдии Арте делла Сета, но и стал пробовать свои силы в качестве архитектора. Кроме того, в период между 1415-1420 годами мастер вплотную занялся теорией прямой перспективы и первым в мире составил ее подробное описание. На современников произвели огромное впечатление революционные идеи художника, а после того, как Брунеллески показал публике ряд опытов по созданию картин в центре Флоренции, он стал настоящей знаменитостью.

Филиппо Брунеллески. Капелла Пацци, 1429-1443

Признание заслуг мастера в теории искусств стало поворотным этапом в жизни Филиппо Брунеллески. В 1419 году он наконец получил персональный заказ на создание архитектурного проекта — Воспитательного дома или приюта для младенцев. По мнению искусствоведов это здание стало первой в Италии постройкой в стиле Ренессанса.

Филиппо Брунеллески. Двор Палаццо Барди, 1430-е

С этого момента и до конца своих дней Брунеллески больше никогда не испытывал недостатка в заказах. По его проектам и под личным руководствам мастера были построены десятки зданий во Флоренции и близлежащих городах Италии — шедевры эпохи Раннего Возрождения. Оставшуюся часть жизни гениальный архитектор посвятил любимой работе и единственному наследнику — усыновленному в 1415 году мальчику Иль Буджиано.

Филиппо Брунеллески. Ротонда церкви Санта-Мария дельи Анджели, 1434-1437

Филиппо Брунеллески умер 15 апреля 1446 в возрасте 68 или 69 лет. В ознаменование заслуг великого мастера его останки были с большими почестями захоронены в центральной базилике Флоренции Санта-Мария-дель-Фьоре. В наши дни скульптура архитектурного гения установлена на площади перед знаменитым собором, а внутри храма старинная эпитафия указывает туристам место, где покоится с миром этот уникальный человек.

Филиппо Брунеллески. Интерьер церкви Санто-Спирито, 1444

Самые известные работы Филиппо Брунеллески

Более 500 лет прошло с момента смерти великого итальянского художника, но время сохранило для потомков множество его уникальных шедевров. Среди самых известных работ Филиппо Брунеллески можно выделить:

  • Цикл бронзовых фигур алтаря Святого Якова в Пистойе (1399–1400) — самый ранний образец творчества мастера, созданный под влиянием художественных идей Джованни Пизано (Giovanni Pisano). Скульптуры изготовлены с помощью юного 13-летнего Донателло (Donatello), который стал близким другом Филиппо до конца жизни.
  • Бронзовый рельеф для Флорентийского баптистерия (1401) — работа, изменившая творческую судьбу художника. Она знаменует собой конец карьеры скульптора и начало прославленного творческого пути архитектора.
  • Воспитательный дом во Флоренции (1419-1445) — первый самостоятельный архитектурный проект мастера, в котором строительные традиции античности гармонично переплетаются с идеалами эпохи Ренессанса.
  • Купол собора Санта Мария дель Фьоре (1446–1461) — образец оригинального решения сложной инженерной задачи. Восьмигранный кирпичный купол в наши дни по праву считается главным символом Флоренции и архитектуры эпохи Возрождения.
Филиппо Брунеллески. Палаццо Питти (построен по проекту архитектора после его смерти), 1458

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится