There's no way to be alone.
© Franz Kline
Он умел формировать уникальные «ломающиеся» образы, вдохновляться полуразрушенными или недостроенными сооружениями, мостами, строительными лесами, ограничивался только тремя цветами — белым, черным и серым, — но при этом затягивал зрителя в бездну полотна и не оставлял ему ни малейшего шанса вернуться обратно. Франц Клайн (Franz Kline) — ярчайший представитель абстрактного экспрессионизма, ставший знаменитым еще при жизни и оставивший миру свои уникальные полотна, которые и в наши дни уходят с молотка за миллионы долларов.
Родился Франц Клайн в Алмазном городке Уилкс-Барр, Пенсильвания, 23 мая 1910 года в семье эмигрантов из Германии и Англии. Изучать живопись он начал с филадельфийской школы, ориентировался на работы голландского художника Харменса ван Рейна Рембрандта и французского живописца Эдуарда Мане. Поэтому ранний Клайн — это по большей части фигуративная живопись: пейзажи, портреты.
Картина «Горячий джаз» (Hot Jazz, 1940), написанная для одного из нью-йоркских баров, стала отправной точкой для мастера. Само полотно, несмотря на нечетко прорисованные фигуры людей и детали интерьера, передает главное: зажигательную атмосферу джаза и его свободу. Игривость и изящность солистки заманивает зрителя «зайти в бар» и погрузиться в африканские ритмы, фольклор и европейскую гармонию.
Франц Клайн был общительным и обаятельным человеком, но влияние представителей абстрактного экспрессионизма, создание Художественной школы в Нью-Йорке и особенно дружба с Виллемом де Кунингом, лидером абстрактного экспрессионизма и архитектором, существенно повлияли на его творчество.
С 40-х годов творчество Клайна становится все более абстрактным. Многие полагают, что его четкие широкие мазки черной краски, парящие на белом фоне, напрямую связаны с произведениями китайской каллиграфией. Но это не так, потому что он черпал вдохновение из простых образов.
Переживший урбанистическое потрясение послевоенный Нью-Йорк не мог не будоражить воображение мастера. Лабиринты лестниц, недостроенные массивные конструкции, железнодорожные рельсы — весь этот «набор» в работах Клайна указывает на отсутствие границ и ломающийся образ, который как бы уходит за края холста.
Цветовое ограничение полотна «Белые формы» (White forms, 1955) призвано усилить зрительское впечатление. Для художника было важно, чтобы зритель наблюдал, как изменяется белый фон под влиянием черных мазков. Ощущение парения возникает из-за безграничного белого пространства, в котором словно из ниоткуда появляются широкие черные мазки.
Спонтанность жеста, энергичные прямые мазки типичны для абстрактного экспрессионизма, поэтому для Клайна существовала опасность стать «очередным». Но выразительность полотен художника с плотной конфигурацией черного цвета и раскрытым белым пространством делает его узнаваемым, имеющим «фирменный знак».
Ярким образцом расцвета творчества Клайна является полотно «Махонинг» (Mahoning, 1956). Крупные черные мазки на белом фоне противопоставляются миру, который перенасыщен стандартными картинами. Здесь же с предельной силой выражаются живые движения человеческой руки. «Понятны ли эмоции художника зрителю?» — такой вопрос задал Франц сам себе, завершая картину.
После выставки в США, успеха на Биеннале в Сан-Паулу и Венеции к Клайну пришла известность. Тогда же художник стал добавлять в свою трехцветную палитру яркие цвета, почувствовав стремление к сглаживанию резких контрастов, которые до тех пор преобладали в его искусстве. Полотна не потеряли свою живость и экспрессивность, напротив, использование иной гаммы позволило Клайну создать иллюзию трехмерности.
Работа «Черные размышления» (Black reflections, 1959) - поздняя цветная картина художника, она кажется намного продуманнее и глубже. Добавление охры и красного воспроизводит тональные градации и создает зримое впечатление интеллектуального вклада автора.
Долгое время творчество Франца Клайна не находило понимания у критиков, которые упрекали его в отсутствии вкуса, ритма, гармонии. Но истинных ценителей «знаковой» экспрессии, внутренней наполненности и контрастных композиций все же было больше. Сегодня основными покупателями полотен знаменитого абстрактного экспрессиониста являются американцы. На аукционах в Нью-Йорке цены на его работы колеблются от одного-двух до 30-40 миллионов долларов!