Франсуа Рюд (François Rude; 4 января 1784 — 3 ноября 1855 гг.) — знаменитый французский скульптор первой половины XIX столетия, выдающийся представитель неоклассицизма и романтизма. Франсуа Рюд работал преимущественно в историческом жанре, хотя среди лучших шедевров его творчества есть также немало работ на мифологическую тематику. Биография мастера представляет собой яркий пример успешной карьеры гениального художника, беззаветно преданного искусству.
Франсуа Рюд был пылким патриотом своей Родины и создал целый ряд памятников выдающимся политическим деятелям Франции. Героями его произведений были многие известные исторические личности, в том числе:
- император Наполеон Бонапарт;
- король Людовик XIII;
- живописец Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David);
- Орлеанская дева Жанна д’Арк;
- путешественник Жан де Лаперуз.
Биография Франсуа Рюда
Франсуа Рюд появился на свет 4 января 1784 года в семье кузнеца, в городе Дижоне, расположенном на северо-востоке Франции. С раннего детства он помогал отцу в мастерской и должен был унаследовать семейное предприятие, но этим планам не суждено было сбыться. В пятнадцатилетнем возрасте Франсуа увлекся искусством и начал втайне от родителей посещать занятия в местной Школе художеств.
Талантливого юношу заприметил помощник управителя дижонского музея Луи Фремье, стал его учителем и покровителем. Благодаря протекции своего наставника Рюд избежал призыва в армию и был принят в 1808 в Академию художеств в Париже для дальнейшего обучения. Кроме того, под влиянием Фремье Франсуа стал пылким сторонником идей бонапартизма, что впоследствии сыграло важную роль в его судьбе.
Под руководством профессора Пьера Картелье (Pierre Cartellier) Рюд добился блистательных успехов в учебе. А в свободное от занятий время молодой художник трудился помощником в мастерской Эдме Голля (Edme Gaulle), где приобрел ценный опыт самостоятельной работы с различными материалами. В 1812 году Франсуа завоевал право на поездку в Рим для дальнейшего обучения, но у академии не было средств для оплаты проживания стипендиатов. В итоге Рюду так и не довелось побывать в Италии, а после реставрации Бурбонов в 1815 году молодой скульптор и вовсе оказался в опале из-за своих политических убеждений.
В сложившихся условиях Франсуа решил эмигрировать в Бельгию, а Фремье уговорил его взять с собой двух своих дочерей, тетку и свекровь. Рюд был многим обязан своему первому учителю, поэтому он без колебаний согласился выполнить его просьбу. 32-летний скульптор в сопровождении четырех женщин переехал в Брюссель, где познакомился и подружился со многими коллегами-иммигрантами, в том числе знаменитым художником Жак-Луи Давидом.
В столице Бельгии он женился на младшей дочери своего учителя Софи Фремье, которая на всю оставшуюся жизнь стала его верным помощником. Кроме того, супруга скульптора была талантливой художницей, она писала картины мифологического жанра в неоклассическом стиле. К сожалению, единственный сын семейной пары умер в возрасте шести лет, и больше детей у них не было.
Двенадцать лет пришлось прожить скульптору в Брюсселе, перебиваясь случайными заработками. Но постепенно политические преследования бонапартистов во Франции прекратились, и в 1827 году Рюд с женой вернулись в Париж.
Столичная публика встретила мастера очень дружелюбно, а его работы на ежегодных салонах вызывали большой интерес. Начался стремительный расцвет творческой карьеры скульптора, Рюд увлеченно создавал свои шедевры, а его финансовое положение существенно улучшилось.
В 1833 году Франсуа Рюд получил заказ от французских властей, который впоследствии принес ему всенародную любовь и славу. Министр правительства Адольф Тьер поручил скульптору создать масштабный рельеф в патриотическом духе для украшения Триумфальной арки в центре Парижа. Величественная многофигурная композиция под названием «Отправление в поход» была завершена в 1836 году и вызвала шквал восторженных отзывов в столице. Шедевром Рюда восхищались представители самых разных слоев населения: от простых рабочих до министров правительства и короля Луи-Филиппа.
Вплоть до самой смерти Франсуа Рюд пользовался огромным уважением в обществе. Он получил массу наград от властей и был постоянно обеспечен высокооплачиваемыми заказами. Гениальный мастер создавал монументальные памятники и гробницы, бюсты и статуи, барельефы и декор для зданий. У него было множество учеников, среди которых можно особо выделить Шарля-Огюста Лебура (Charles-Auguste Lebourg) и Жан-Батиста Карпо (Jean-Baptiste Carpeaux).
На закате творческой карьеры художник увлекся религиозным жанром и изготовил несколько уникальных скульптурных композиций для парижских соборов. А 3 ноября 1855 года Франсуа Рюд умер в своем доме и был похоронен на кладбище Монпарнас. Могилу великого мастера до сих пор украшает памятник, изготовленный его любимым учеником Полем Кабе (Paul Cabet).
Самые известные работы Франсуа Рюда
Среди множества искусных шедевров, созданных французским гением, сложно выделить несколько лучших. И все же самыми известными работами Франсуа Рюда считаются:
- «Меркурий, привязывающий после убийства Аргуса крылья к своим сандалиям» (1827) — бронзовый шедевр на мифологическую тематику. Эта скульптура была впервые представлена на столичном салоне после возвращения мастера из двенадцатилетней эмиграции и ознаменовала собой начало расцвета его профессиональной карьеры.
- «Отправление в поход» (1836) — скульптурная композиция, украшающая правую сторону Триумфальной арки со стороны Елисейских полей. Интересно, что моделью для центрального образа этого шедевра была жена художника Софи Фремье.
- «Наполеон, пробуждающийся к бессмертию» (1845) — памятник, созданный автором по заказу бывшего капитана императорской гвардии Наполеона Клода Нуазо. В течение нескольких десятков лет этот монумент был местом паломничества бывших солдат — ветеранов армии Бонапарта.
- «Геба и орел Юпитера» (1851) — скульптура, созданная мастером в последние годы жизни для муниципального музея родного города Дижона. Заказчики предоставили автору полную свободу в выборе жанра, направления и материала, а позже щедро оплатили стоимость шедевра.
Франсуа Рюд прожил долгую и весьма непростую жизнь, которую полностью посвятил любимому искусству. В памяти потомков он навсегда останется блестящим мастером скульптуры и автором прекрасных шедевров в духе патриотизма.