Франсуа Жерар (François Pascal Simon; 4 мая 1770 — 11 января 1837 гг.) — известный французский художник конца XVIII — первой половины XIX веков, выдающийся мастер портретного жанра. Франсуа Жерар также прославился написанием картин на историческую и мифологическую тематики в неоклассическом стиле. Творчество живописца высоко ценили самые влиятельные европейские вельможи, которые часто заказывали у него парадные портреты. Биография мастера представляет собой образец успешной карьеры художника в эпоху масштабных политических потрясений.
Франсуа Жерар также воспитал целую плеяду молодых французских художников, будучи профессором Парижской академии искусств. А созданный живописцем модный салон в течение многих лет был центром притяжения элиты французского общества.
Биография Франсуа Жерара
Франсуа Жерар появился на свет 4 мая 1770 года в Риме, где его отец Жан Симон Жерар (Jean Simon Gérard) занимал высокую должность во французском посольстве. Мать будущего художника была итальянкой, и первые 12 лет жизни он провел в Вечном городе. Именно здесь у мальчика впервые проявились способности к рисованию.
В 1782 году Жерар-старший с семьей вернулся в Париж, где устроился на работу в канцелярии министра королевского двора. Благодаря высокому положению отца Франсуа вскоре получил возможность посещать элитный пансион для юных художников и стал учеником скульптора Огюстена Пажу (Augustin Pajou). Но нашему герою больше нравилась живопись, поэтому после нескольких лет обучения у мастера-ваятеля он перешел в класс Николя-Гая Брене (Nicolas Guy Brenet).
В 1786 году Франсуа Жерар привлек внимание Жака-Луи Давида (Jacques-Louis David) и получил приглашение стать его учеником, которое без колебаний принял. Впоследствии, знаменитый наставник неоднократно помогал своему протеже во время Французской революции. Под патронатом Давида молодой художник окончил пансион, но в конкурсе на присуждение Римской премии занял лишь второе место, уступив Анн-Луи Жироде-Триозону (Anne-Louis Girodet de Roucy-Trioson).
В 1790 году умер отец Франсуа и он вместе с братьями и матерью ненадолго уехал в Рим. Но уже через год они вынуждены были вернуться в Париж, чтобы не потерять французское гражданство, которого их могла лишить новая революционная власть. Кровавые события, происходящие в стране, подорвали здоровье матери Жерара, и в 1793 году она умерла. С этого момента все заботы по содержанию двух младших братьев и молодой сестры матери Маргариты легли на плечи Франсуа.
Благодаря помощи Жака-Луи Давида, Франсуа не только удалось избежать призыва в армию, но и посчастливилось получить в свое распоряжение небольшую студию в Лувре. Тогда же молодой художник стал членом Революционного трибунала, хотя он практически не участвовал в заседаниях этого карающего органа, ссылаясь на болезни. Спустя годы, во времена Реставрации, мастеру пришлось многократно защищаться от нападок недоброжелателей, упрекающих его за причастность к кровавому террору.
В 1795 году Франсуа Жерар впервые принял участие в Парижском салоне с картиной «Велизарий», которую благосклонно приняли критики. С этого момента он стал постоянным участником ежегодных парижских художественных выставок и начал писать портреты по заказу. Уже к началу XIX столетия живописец приобрел славу одного из самых востребованных портретистов на Родине.
Провозглашение Франции империей в 1804 году совпало для художника с началом расцвета карьеры. После написания парадного портрета Наполеона I, Жерар моментально стал одним из наиболее авторитетных мастеров живописи не только у себя в стране, но и во всей Европе. Тогда же Франсуа организовал свой знаменитый салон в центре Парижа, который всегда был переполнен влиятельными гостями.
В 1812 году живописец получил должность профессора Академии искусств, а чуть ранее получил титул барона, стал кавалером ордена Почетного легиона и придворным художником императора. Помимо парадных портретов, Франсуа Жерар в те годы написал несколько знаменитых исторических картин, прославляющих военные заслуги Наполеона.
Поражение Франции в войне с Россией и последующая реставрация династии Бурбонов стала серьезным испытанием для многих деятелей искусства той поры. Но Жерар в этих условиях проявил чудеса дипломатии и сумел быстро завоевать доверие новых правителей. Он был придворным художником и при Людовике XVIII, и при Карле Х, а после революции 1830 года успешно приспособился к новой власти.
Но жизнь гениального живописца постепенно приближалась к концу. С 1835 года его здоровье начало стремительно ухудшаться и, несмотря на старания врачей, эти проблемы только усиливались. 11 января 1837 года Франсуа Жерар умер в возрасте 66 лет и был похоронен на знаменитом кладбище Монпарнас, где и сегодня находится его могила.
Самые известные картины Франсуа Жерара
Творческое наследие великого французского живописца насчитывает немало знаменитых портретов, а также выдающихся шедевров исторического и мифологического жанров. И все же, к числу самых известных картин Франсуа Жерара относятся:
- «Велизарий» (1795) — произведение, которое принесло художнику первое заслуженное признание. Образ старого слепого полководца, несущего на руках своего проводника, произвел на парижскую публику сильное впечатление.
- «Амур и Психея» (1798) — наиболее узнаваемая работа мифологического жанра, написанная мастером. На ней герои греческих мифов изображены в момент нежного обоюдного выражения прекрасных чувств.
- «Портрет императора Наполеона I» (1805) — произведение, которое длительное время приписывалось Анн-Луи Жироде-Триозону. Французский император предстает перед зрителем в образе античного Давида с лавровым венком на голове и скипетром власти в правой руке.
- «Въезд Генриха IV в Париж, 22 марта 1594 г.» (1817) — работа, благодаря которой художник заслужил признание недавно восстановленной на троне Франции династии Бурбонов. Изобразив на холсте знаменитого предка действующего короля в момент триумфа, Жерар успешно справился с поставленной задачей и обрел покровительство монаршей семьи.
Франсуа Жерар — выдающий портретист в истории европейской живописи, картины которого и сегодня восхищают миллионы зрителей. Не зря современники называли его «живописцем королей и королем художников», отдавая дань уважения мастерству гениального автора.