Многие из видевших портрет лично, утверждали, что его действительно невозможно забыть так как с холста на них будто бы подозрительно смотрит живой человек.
Но как же художнику удалось создать столь проникновенный шедевр?
Считается, что портрет был создан во время второй поездки художника в Италию, в период с начала 1649 по середину 1651 года. До наших дней сохранилось даже документальное подтверждение того, что Папа Римский пригласил Веласкеса на аудиенцию в августе 1650 года (и вероятней всего не просто так).
Но почему же именно этого испанского живописца понтифик выбрал для увековечения своего образа?
Некоторые историки считают, что знакомство художника и будущего Папы Римского произошло еще в 1625 году, во время визита обоих в Мадрид.
Однако эта версия не имеет за собой документального подтверждения и официально принято считать, что талантливый художник был лишь рекомендован кем-то из приближенных понтифика, как наиболее подходящий мастер.
Одним из достоинств, Веласкеса считалось то, что он был в состоянии изобразить весь внутренний мир человека и показать даже те аспекты, что скрытые в самой глубине личности
Особенно удивителен тот факт, что при создании шедевра Веласкес лишь пару раз встречался с Иннокентием, а большая часть работы была сделана исключительно по памяти.
По воспоминаниям художника, Папа Римский произвел на него впечатление крайне жестокого и подозрительного человека.
Сложности образу главы Церкви добавляла и невозможность создания традиционного изображения, слишком уж исключительным статусом обладал персонаж.
Художник постарался передать через картину весь внутренний мир Иннокентия Х, по примеру своего любимого мастера - Тициана, изобразившего Папу Римского Павла III.
Однако в отличии от Тициана, Веласкес выбрал крайне рискованный спектр цвета - красное на красном.
На фоне красной драпировки понтифик изображен в красном облачении сидящим в красном кресле. Однако все изобилие красного не сокрушает силу самого образа.
Примечательно, что Веласкес не идеализирует лицо Папы, придавая ему перламутровый оттенок (как это часто было принято в портретных работах эпохи Возрождения), а опять же добавляет красный цвет, наиболее соответствующий реальному облику понтифика.
Считается, что, когда Иннокентий увидел законченный портрет, то растерялся и воскликнул: Troppo vero! (слишком правдиво!), так как был просто поражен качеством работы.