Генрих Семирадский: русский мастер живописи с польскими корнями и душой античного художника
505
просмотров
Генрих Семирадский — обожаемый публикой воспеватель античной красоты в искусстве. Почему его работы принципиально не покупал Павел Третьяков для своей знаменитой галереи.

Генрих Семирадский (Henryk Siemiradzki; 12 октября 1843 — 23 августа 1902 гг.) — выдающийся русский живописец польского происхождения XIX века, признанный мастер исторического и религиозного жанров. Генрих Семирадский наиболее знаменит благодаря написанию масштабных картин на античные и библейские сюжеты, а также созданием массивных штор для сцен оперных театров Львова и Кракова. Биография мастера тесно связана с Римом, а лучшие шедевры его творчества сегодня хранятся в музеях России, Украины и Польши.

Генрих Семирадский. Фотопортрет Генриха Семирадского, 1899

Генрих Семирадский был одним из самых известных представителей академизма в европейской живописи своего времени. К сожалению, многие из его работ, в том числе, уникальные росписи храма Христа Спасителя, созданные великим мастером, были безвозвратно утрачены для потомков.

Генрих Семирадский. Картина «Нимфа», 1869

Биография Генриха Семирадского

Генрих Семирадский появился на свет 12 октября 1843 года в поселении Ново-Белгород Харьковской губернии в семье офицера российской армии. Родители будущего художника были поляками и ревностными католиками, чтили наследие предков и с детьми дома общались на родном языке.

Генрих Семирадский. Картина «Доверие Александра Македонского врачу Филиппу», 1870

Начальное образование Генрих получил в Харьковской гимназии. Здесь же, под влиянием преподавателя рисования Дмитрия Бесперчего (ученика Карла Брюллова), он увлекся живописью и захотел стать художником, но отец был категорически против такого выбора профессии. Подчинившись воле родителя, в 17 лет юноша поступил в Харьковский университет на физико-математический факультет и отучился в вузе четыре года, но тайком от отца он продолжал посещать уроки рисования у Бесперчего.

Генрих Семирадский. Картина «Римская оргия блестящих времён цезаризма», 1872

Получив начальную ученую степень в 1864 году, молодой человек наотрез отказался продолжать обучение и, поссорившись с отцом, уехал в российскую столицу, чтобы поступить в Императорскую Академию художеств. Но устав этого учебного заведения запрещал зачислять в ученики лиц, старше 20 лет, поэтому Генриху пришлось стать вольнослушателем.

Генрих Семирадский. Картина «Грешница», 1873

Последующие два года были для Семирадского самыми трудными в жизни в финансовом отношении. Денег у родителей он не брал, а за обучение и съем жилья приходилось платить. Генрих зарабатывал на учебу и питание, написанием миниатюрных портретов и прочими небольшими заказами. Он упорно хотел стать художником и двигался к намеченной цели, добросовестно посещая занятия.

Генрих Семирадский. Картина «Светочи христианства. Факелы Нерона», 1876

В 1866 году Семирадский наконец стал учеником Академии, когда его прошение было удовлетворено Советом. За пять лет учебы Генрих получил немало престижных наград, а по завершении этого срока ему была назначена пенсия для заграничной поездки за казенный счет.

Генрих Семирадский. Картина «Танец среди мечей», 1881

В августе 1871 года мастер покинул Санкт-Петербург и отправился в Европу. Сначала он посетил Краков, затем побывал в Мюнхене и Дрездене, и, наконец, приехал в Италию. После недолгих поездок во Флоренцию и Неаполь Генрих Семирадский снял студию в Риме и надолго обосновался в Вечном городе. В 1873 году он женился на своей дальней родственнице Марии Прушинской. В браке у него родилось четверо детей — три сына и дочь.

Генрих Семирадский. Картина «Похороны знатного руса», 1884

С начала 1870-х большую часть года живописец проживал в столице Италии. Лишь изредка он совершал поездки в Россию и европейские страны, а летние месяцы проводил в собственном имении под Варшавой. Ежегодно Генрих Семирадский отправлял в Санкт-Петербург на академическую выставку свои произведения, которые неизменно получали престижные награды. Большим поклонником творчества мастера был царь Александр III, охотно скупавший его работы.

Генрих Семирадский. Картина «Христос у Марфы и Марии», 1886

Несмотря на широкое признание в кругу академической публики, творчество Семирадского часто подвергалось осмеянию со стороны значительной части живописцев Российской империи. Его работы нещадно критиковали передвижники, а Павел Третьяков принципиально не купил ни одной картины, так как не признавал его национальным русским художником.

Генрих Семирадский. Картина «Женщина или ваза. Сложный выбор», 1887

И все же, к концу XIX века Генрих Семирадский стал одним из наиболее авторитетных и уважаемых мастеров европейской классической живописи. Его признали действительным членом Академии искусств Берлина, Стокгольма, Рима, Парижа и Турина, а на международных выставках работы художника постоянно получали высшие награды. Помимо написания картин, живописец много времени уделял декоративной росписи, создавал фрески и масштабные панно для дворцов и храмов.

Генрих Семирадский. Картина «Шопен, играющий на фортепиано в салоне князя Радзивилла», 1887

Блестящая карьера художника завершилась в начале ХХ века. Осенью 1901 года врачи диагностировали у него рак языка. Болезнь быстро прогрессировала и 23 августа 1902 года Генрих Семирадский умер в своем имении недалеко от Варшавы. Сначала его тело было предано земле на кладбище рядом с могилами родителей, однако спустя год останки перенесли в Краков, в Усыпальницу великих польских деятелей культуры.

Генрих Семирадский. Саркофаг Семирадского в Крипте заслуженных в Кракове

Самые известные картины Генриха Семирадского

Среди множества масштабных работ знаменитого живописца сложно выделить несколько лучших. И все же, к числу самых известных картин Генриха Семирадского относятся:

  • «Грешница» (1873) — произведение на библейскую тематику, в котором художник мастерски использовал пленэрные эффекты светотени. За эту картину мастер получил первую международную медаль на выставке в Вене.
  • «Светочи христианства. Факелы Нерона» (1876) — масштабная работа, посвященная гонениям христиан в Древнем Риме. Живописец изобразил мучеников накануне чудовищной казни — сожжения заживо в присутствии жестокого правителя.
  • «Танец среди мечей» (1881) — картина, в которой на фоне средиземноморского пейзажа изображена прекрасная обнаженная женщина в окружении музыкантов и зрителей. В 2011 году на аукционе Sotheby's ее купил неизвестный меценат за рекордную для работ художника цену — более 2 миллионов долларов.
  • «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» (1889) — многофигурная композиция, воспевающая красоту знаменитой натурщицы древнегреческого скульптора Праксителя. Помимо прекрасной обнаженной натуры, художник сумел искусно отобразить на холсте очаровательную природу Древней Греции.
Генрих Семирадский. Картина «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине», 1889

Генрих Семирадский по праву принадлежит к числу лучших представителей европейского академизма. Художник, проживший большую часть жизни в Риме, навсегда останется в памяти потомков одновременно и великим русским, и уникальным польским живописцем.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится