Детские годы
Нина была младшей в семье Сазоновых, где подрастали пятеро детей. Родители с самого детства прививали малышам любовь к музыке, на протяжении всей жизни они после вспоминали тёплые домашние концерты, когда папа играл на гитаре, мама – на скрипке, а оба сына виртуозно владели баяном. Три дочери тоже не оставались в стороне от выступлений, они могли исполнить практически любую песню.
Когда семья переехала в Кимры, Нина пошла в школу, а её первая учительница сразу обратила внимание на одарённую девочку и помогала развиваться её талантам: на уроках дети тихонько пели, а впервые на сцену Нина Сазонова вышла в роли Колобка. Чуть позже девочка стала заниматься в драмкружке, руководитель которого и посоветовал ей попробовать поступить в студию при Центральном театре Красной армии.
В 1934 году Нина Сазонова действительно была зачислена в студию, несмотря на нереальное количество претендентов всего на три оставшихся к дополнительному набору места. Уже через четыре года девушка играла на сцене театра, а на её первый спектакль приехала не только мама, изначально протестовавшая против того, чтобы дочь шла в артистки, но ещё и та самая первая учительница, которая рассмотрела в маленькой ученице будущую актрису.
Военная молодость
Когда началась война, Нина Сазонова вместе с коллегами по театру участвовала в концертах на Белорусском вокзале, откуда отправлялись эшелоны с бойцами на фронт. После в составе фронтовой бригады актриса не раз бывала на передовой, выступала в госпиталях перед ранеными, всего приняла участие в трёх тысячах концертов на фронте.
В 1942 году она оказалась в окружении под Харьковом, откуда её и подругу Тосю Романову командир попытался вывезти на танке, прорвавшись сквозь кольцо. Но Тося не удержалась и погибла, а вот Нина Сазонова выжила. Благодаря старушке в одной из деревень, сменила военную гимнастёрку на рваную одежду и смогла пробиться к своим.
Правда, отношение к вышедшим из окружения было тогда неоднозначным, и актриса едва не угодила в лапы Смерша. В Москве ей пришлось ещё долго скрываться, ждать, пока подруга сделает ей новые документы, а затем уехать на время в Свердловск. Если бы не та самая подруга, Нина Сазонова вполне могла оказаться в лагере, как многие, вышедшие из окружения.
Нелёгкая судьба
Уже после войны актриса вышла замуж за Александра Борисова, возглавлявшего художественную галерею. Вскоре после появления на свет сына Михаила семья распалась, а о причинах разрыва с мужем Нина Сазонова предпочитала не говорить. Миша стал светом в окне для мамы, она любила его самозабвенно, делала всё для него. Сам мальчик настолько привык, что вся жизнь матери подчинена его потребностям и желаниям, что воспринимал это как должное.
За Ниной Афанасьевной многие мужчины пытались ухаживать, однако Михаил категорически не принимал поклонников мамы. Он допустил присутствие в доме только одного мужчины – гипнотизёра Вишневского, с которым актриса познакомилась во время гастролей в Тамбове. Когда же Вишневский вместе с сыном вернулись из поездки оба пьяные (Миша в то время был ещё подростком), Нина решительно указала поклоннику на дверь.
В 16-летнем возрасте Михаил стал отцом и женился на матери своего ребёнка. Но Нина Сазонова была совершенно не рада столь раннему браку сына, невестку не приняла, да и с внуком впоследствии не общалась. Михаил довольно быстро развёлся, да так больше никогда и не женился. Впрочем, и матери устроить личную жизнь не дал.
Актриса служила в театре, снималась в кино, часто ездила на гастроли. Она старалась обеспечить достойную жизнь своему отпрыску, который не только не ценил этого, но считал мать обязанной делать всё для него: кормить, поить, одевать и давать деньги на выпивку и сигареты.
Вне света софитов
Жизнь Нины Сазоновой делилась на две части. В театре и на гастролях она была известной актрисой, уважаемым человеком, всесоюзной мамой и всенародной любимицей. Дома она вынуждена была мириться с постоянными запоями сына, расплачиваться с его карточными долгами, терпеть унижения и даже побои.
Работа долгие годы была её утешением. Каждую свою роль в театре и кино она играла сердцем, проживая чужие судьбы. А ещё Нина Афанасьевна постоянно помогала всем, кто в этом нуждался. Хлопотала о выделении жилья, помогала поставить телефон, решала вопросы с пропиской. Никогда не поучала молодых актёров, но деликатно и тактично подсказывала, как и что можно сделать, чтобы роль заиграла всеми красками.
Нина Афанасьевна уже на склоне лет иногда ночевала в театре, спасаясь от пьяных дебошей сына, иногда приходила со следами побоев и тогда очень долго гримировалась перед спектаклем. Ей было всё тяжелее бороться с пьянством Михаила, а жаловаться и просить о помощи она не хотела.
Даже те люди, которые старались ей помочь, вскоре вызывали недовольство со стороны сына, и актрисе приходилось прерывать с ними общение. Но настал тот день, когда ему стали неугодны абсолютно все. Он запретил матери отвечать на телефонные звонки и открывать двери. Исключение было сделано лишь однажды, когда Нину Сазонову в декабре 2002 года пришли поздравить представители театра.
А в новогоднюю ночь 1 января 2003 года произошла трагедия. Пьяный Михаил нанёс матери тяжелейшие побои, затем решил, что убил её и выбросился из окна их квартиры, находившейся на 11 этаже. Нина Сазонова выжила, долгое время провела в больнице, а после выписки вынуждена была нанять сиделку.
Лариса Свиренко представлялась родственницей актрисы, а после обманом сумела переоформить квартиру на себя и продать её. Затем неожиданно появился внук Нины Сазоновой Евгений, который пытался наладить общение с актрисой и даже вывезти её за границу, но врачи не разрешили ему перевозить бабушку, а она сама не была настроена на родственные отношения. Не давала общаться Евгению с бабушкой и та самая сиделка, что продала квартиру актрисы.
Последние дни своей жизни Нина Афанасьевна, которая перенесла инсульт, страдала от артрита и деменции, провела в небольшой съёмной квартирке на окраине Москвы в обществе Ларисы Свиренко. В конце февраля 2004 года актрису госпитализировали из-за ухудшения самочувствия, а в ночь на первое марта её не стало. На 88 году жизни замерло сердце «всесоюзной мамы».