20-ый век для латиноамериканского кино стал важным периодов, когда создавались такие значимые картины, ставшие мировой классикой, как «Забытые» ( Los Olvidados, 1950), «Воспоминания об отсталости» (Memorias del subdesarrollo, 1968), «Стратегия улитки» (La estrategia del Caracol, 1993), «Официальная версия» (La historia oficial, 1985) и Ориана (Oriana, 1985).
В совокупности они стали ориентирами для новой волны вскоре заявивших о себе латинских кинорежиссёров. В 1998 году, в конце века, прекрасная драма под названием «Центральный вокзал» (Central do Brasil, 1998) как бы резюмировала всю проделанную ранее работу. Шикарные персонажи, социальное неравенство, сложные политические условия, неизменное наличие городских и природных пейзажей – основные ингредиенты латиноамериканского кино.
С 2000 года мир не перестают радовать картины режиссёров новой волны, некоторые из которых стали ведущими фигурами Голливуда, например, Гонсалес Иньярриту и Альфонсо Куарон. Предлагаем пересмотреть лучшие латиноамериканские фильмы 21-го века. Список представлен в хронологическом порядке.
Сука-любовь / Amores perros (2000, Алехандро Гонсалес Иньярриту)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,9; IMDb – 8,1
«Сука-любовь» – полнометражный дебют Иньярриту, принёсший режиссёру международную славу. Уже с этим фильмом зародился его новаторский стиль повествования. Разные истории с непохожими персонажами переплетаются в сюжете и сходятся почти хаотично самым рискованным образом. Такой же приём он применил в фильмах «21 грамм» (2003) и «Вавилон» (2006).
В этой истории автомобильная авария становится поворотным моментом для ряда персонажей – от самых богатых до самых бедных. Все они затронуты происшествием и по-своему пытаются справиться с трагедиями и критическими ситуациями. Фильм посвящён темам, типичным для низшей и декадентской реальности латиноамериканской культуры: нищета, беззаконие и скрытность – общие знаменатели в этой саге о человеческих страданиях.
Девять королев / Nueve Reinas (2000, Фабиан Бьелински)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,3; IMDb – 7,9
Судьба сводит вместе двух мошенников в разгар аферы и с этого момента их отношения крепнут и процветают. Они делятся секретами и тайнами, берутся за совместные махинации и, возможно, находят способ крупно подзаработать.
Моментальная химия, которая происходит между двумя персонажами (Рикардо Дарин и Гастон Паульс), – основной компонент фильма. К тому же полностью увлекает закрученный сюжет, раскрытие истинного характера каждого из персонажей, их этических кодов и ценностей.
И твою маму тоже / Y tu mamá también (2001, Альфонсо Куарон)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,1; IMDb – 7,7
Это один из самых кассовых мексиканских фильмов, он получил массу наград и вошёл в рейтинги лучших кинокартин по разным версиям.
Гаэль Гарсиа Берналь и Диего Луна играют закадычных друзей, которые в свои последние школьные каникулы пускаются путешествовать на автомобиле к пляжу «Врата рая». В дороге они начинают конкурировать за внимание 28-летней Луисы, неожиданно согласившейся к ним присоединиться.
Лишь на первый взгляд это молодёжная секс-комедия. На самом деле «И твою маму тоже» – дорожный фильм с двойным дном. Следуя за компанией из двух парней и зрелой раскрепощённой женщины, любуясь прекрасными мексиканскими пейзажами, мы видим, каким испытанием для мужской дружбы становится конкуренция за любовь и внимание Луисы. Но лишь в конце предстоит узнать об истинных мотивах, которые двигали главными персонажами.
Город Бога / Cidade de Deus (2002, Фернанду Мейреллиш)
Рейтинг на Кинопоиске – 8; IMDb – 8,6
Этот трансцендентальный фильм, снятый в стилистике социального реализма, получил четыре номинации на «Оскар» и занимает 21-ую строку в списке 250 лучших фильмов по версии IMDb. Он описывает эволюцию бразильских трущоб в Рио-де-Жанейро (фавел) и их жителей с 1960-х до конца 1980-х годов.
Сюжет сосредоточен на двух противоположных персонажах. Герой по прозвищу «Ракета» – наивный парень, пытающийся поступать правильно и вести честную жизнь. Он постоянно сталкивается со своим давним знакомым Дадиньо, который становится одним из самых опасных гангстеров Рио-де-Жанейро.
Этот кинематографический шедевр пронизан идеей о том, как социально-бытовые условия изо дня в день формируют удел городских обитателей.
Виски / Whisky (2004, Хуан Пабло Ребелья и Пабло Штоль)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,4; IMDb – 7,2
Давняя семейная вражда между двумя братьями, спорящими о своих жизненных достижениях, толкает Хакобо (одного из братьев) на всевозможные ухищрения, чтобы убедить брата в несуществующей картине жизни. Если американцы перед семейным портретом говорят «сыр», то в Латинской Америке кодовое слово – «виски». В этой трагикомедии одинокий Хакобо пытается создать видимость наличия жены, ожидая приезда давно не появлявшегося брата.
Мачука / Machuca (2004, Андрес Вуд)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,2; IMDb – 7,8
История дружбы между двумя детьми из разных социальных слоёв оказалась в центре сюжета, основанного на реальных событиях. Гонсало и Педро – участники социально-образовательного эксперимента, проведённого в Чили в 1970-х годах, в конце периода президентского правления Сальвадора Альенде. В ходе необычной и спорной программы в престижной школе объединили учеников из богатых семей с учащимися из низших классов. События происходят на фоне нестабильной политической обстановки и социальных конфронтаций. Политические взгляды разделяют общество, но истинная природа людей проявляется в зародившейся дружбе.
Песочный дом / Casa de areia (2005, Андруша Ваддингтон)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,5; IMDb – 7,4
Три поколения женщин (мать, дочь и племянница) оказываются в уединённом месте в северной части Бразилии и не могут вернуться к цивилизации. Несмотря на разочарование, жизнь продолжается. Символически сила времени противопоставлена бессилию человеческой веры.
Одна из особенностей фильма – прекрасный фон с тихим, умиротворённым пейзажем и опустошёнными людьми, живущими в этой местности. Он почти как визуальная поэма. Песок и вода играют основную роль в истории и служат холстом, отражающим жизнь персонажей.
Путешествия ветра / Los viajes del viento (2009, Сиро Герра)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,3; IMDb – 7,4
Новаторски созерцательно запечатлённые пейзажи и медленное раскрытие истинных характеров персонажей – русло, в котором разворачивается эта прекрасная история. Немолодой певец и музыкант Игнасио страдает после трагической смерти жены. Он владеет дьявольским аккордеоном и отправляется в то место, где был сделан инструмент в сопровождении юного ученика. Шагая по колумбийским просторам до самых северных окраин страны, оба героя начинают свой личный поиск смысла жизни.
Тайна в его глазах / El secreto de sus ojos (2009, Хуан Хосе Кампанелла)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,5; IMDb – 8,2
Этот по-настоящему трогательный, эмоциональный шедевр мирового кинематографа в 2009 году снял Хун Хосе Кампанлья. Криминальная драма захватывает внимание с самого начала повествования до ошарашивающего финала.
В 1974 году федеральный агент юстиции Бенхамин Эспосито взялся за раскрытие преступления о жестоком изнасиловании и убийстве девушки. Спустя многие годы он пишет книгу о давно минувших событиях, воскрешая их в своих воспоминаниях.
Нет / No (2012, Пабло Ларраин)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,7; IMDb – 7,4
Амбициозный политический фильм о силе идей и роли талантливых людей, которые, сгруппировавшись, могут изменить историю миллионов. «Нет» – адаптация театральной пьесы Антонио Скарметы «Плебисцит», посвящённой политической кампании, триумфально проведённой оппозицией чилийского диктатора Аугусто Пиночета и в итоге приведшей к демократическим выборам.
В центре повествования – рекламщик Рене Сааведра (Гаэль Гарсиа Берналь), нанятый оппозицией, чтобы создать кампанию, которая могла бы повлиять на результаты голосования в ожидаемом референдуме, чтобы стремление к изменениям восторжествовало над страхом.
Плохая причёска / Pelo Malo (2013, Мариана Рондон)
Рейтинг на Кинопоиске – 5,9; IMDb – 6,9
9-летний мальчик из Каракаса озабочен кудрявостью своих волос, и всеми силами пытается их выпрямить, чтобы выглядеть в ежегодном школьном фотоальбоме как поп-звезда. Тем временем его мать борется за выживание, сталкиваясь с типичными для матерей-одиночек ежедневными проблемами в столице Венесуэлы. Низкая заработная плата, дискриминация по половому признаку и низкое качество жизни становятся препятствиями, которые мешают ей в полной мере исполнять роль матери-опоры.
Очевидно, простодушная проблема, поднятая вокруг волос мальчика, становится аналогией свободы слова и мнения в традиционном венесуэльском обществе и затрагивается такая неоднозначная тема, как роль семей в сексуальной ориентации детей.
Золотая клетка / La jaula de oro (2013, Диего Кемада-Диес)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,9; IMDb – 7,7
Эпическая драма о детской иммиграции из Центральной Америки в Соединённые Штаты. В своём режиссёрском дебюте Диего Кемада-Диес сосредоточился на истории гватемальских подростков, которые отправляются в путешествие через Мексику в попытке добраться в США, лелея надежду о новой жизни и лучших экономических перспективах. Они покидают грязные трущобы и отправляются в опасный нелегальный путь. Фильм не только о том, что происходит в реальной жизни с выходцами из Центральной Америки, но также о важности дружбы и смелости, необходимых для преодоления жизненных преград.
Самое длинное расстояние / La distancia más larga (2014, Клаудия Пинто Эмперадор)
Рейтинг на Кинопоиске – недостаточно оценок; IMDb – 7,6
Фильм повествует о почти случайной встрече двух беглецов из одной семьи в одном из самых визуально ошеломляющих регионов мира – в Гран Сабане. Игра испанской актрисы Карме Элиас (Мартина) – один из самых ярких элементов фильма. Она изображает широкую гамму человеческих эмоций – от смертельной неопределённости до радостной полноты жизни. Фильм можно определить как дорожное кино, а странствие в нём представлено по аналогии с самой жизнью, как путешествие из одной точки в другую.
Поведение / Conducta (2014, Эрнесто Даранас)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,4; IMDb – 7,6
В очередной раз латиноамерикаское кино повествует о семейных ценностях и социально-политических трудностях в регионе с помощью детского персонажа. 11-летний мальчик Чала живёт со страдающей алкогольной зависимостью матерью и подрабатывает, дрессируя собак для боёв. Единственный понимающий и поддерживающий его человек – школьная учительница Кармела, которую вскоре отправляют на пенсию.
Через различные повседневные ситуации, которые случаются в школе с Чалой, фильм знакомит зрителя с реалиями современной Кубы. Социальная сегрегация, политическая дискриминация и злоупотребление властью со стороны государственных служащих – точно изображённые и самые важные из насущных проблем. И всё же есть в этой истории тепло Карибского бассейна с его социальными особенностями, несущими просвет оптимизма в грядущие времена.
Дикие истории / Relatos salvajes (2014, Дамиан Сифрон)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,7; IMDb – 8,1
Это тот редкий случай, когда повествование удивительным образом захватывает от начала до конца. «Дикие истории» – аргентинская чёрная комедия режиссёра Дамиана Сифрона, номинированная на Оскар. Она состоит из шести абсурдных, несвязных историй, сосредоточенных на теме насилия, ярости, измены и мести. Каждая превосходна по-своему. Одно из главных достижений фильма в том, насколько метко подмечены животные инстинкты у людей и в создании великолепной картины человеческого поведения в экстремальных ситуациях.