Сюрреализм, зародившись во Франции на основе дадаизма во время Первой мировой войны, нацелился на высвобождение и воспроизведение сознания и подсознания. Сюрреалистическое кино сохраняет свою отличительность среди других жанров, используя упрощённый сюжет и включая абстрактные темы, не поддающиеся словесному описанию. Такие фильмы производят необычайный эффект на человеческую психику.
В фотографии сюрреализм получил признание благодаря Филиппу Халсману, а в кинематографе наиболее яркими ранними творцами этого направления стали Жан Кокто и Луис Бунюэль. В этой подборке 12 знаковых для киносюрреализма фильмов, начиная от «Андалузского пса» (1929), на премьеру которого режиссёр пришёл с полными карманами камней, чтобы в случае провала отбиться от разъярённых зрителей (к счастью, не пришлось), до «Входа в пустоту» (2009) Гаспара Ноэ.
Вход в пустоту / Enter the Void (2009, Гаспар Ноэ)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,2; IMDb – 7,3
Это настоящий галлюцинаторный шедевр. Загруженность кадров яркими красками и неоновыми огнями, звуковыми и визуальными эффектами уносит зрителя в фантасмагорический мир жизни, смерти и кошмара.
Оскар приторговывает наркотиками, а его сестра Линда танцует стриптиз. Они осиротели в раннем возрасте, когда родители погибли в автокатастрофе. Ещё в детстве Оскар поклялся никогда не покидать сестру. Но он гибнет во время полицейской облавы в баре. Далее зритель наблюдает за всем происходящим глазами Оскара, точнее его души. Повествование то уносится в прошлое, то возвращается в настоящее, погружаясь в альтернативные версии реальности.
Наука сна / La science des rêves (2006, Мишель Гондри)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,2; IMDb – 7,3
Захватывающий фильм о Стефане, молодом человеке с богатым воображении, который после смерти отца переезжает в Париж в свой дом детства. Он начинает работать в компании, производящей календари, и влюбляется в свою новую соседку, такую же мечтательную особу, как и он сам. По ходу фильма сны и воображаемая реальность инфантильного Стефана начинают медленно проникать в его действительность.
«Наука сна» – авангардный фильм с потрясающими спецэффектами, превосходной игрой, гипнагогичными сценами и головокружительными образами.
Трио из Бельвилля / Les Triplettes de Belleville (2003, Сильвен Шоме)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,7; IMDb – 7,8
Единственный анимационный фильм в этом списке – увлекательнейшая история об осиротевшем мальчике по имени Чемпион и взявшей его под опеку бабушке.
Мадам Суза отчаянно пытается поднять настроение своему внуку. Она обучает его игре на пианино, дарит щенка... но все попытки безуспешны. Лишь покупка трёхколёсного велосипеда вызвала интерес мальчика. Мадам Суза сама его тренирует и спустя годы Чемпион готов принять участие в велогонке «Тур де Франс». Но во время соревнования его вместе с двумя другими велосипедистами похищает мафия. Мадам Суза отправляется на поиски внука с помощью своего пса и трёх немолодых джазовых певиц, известных как «Трио из Бельвилля». Фильм необычен анимационным стилем и почти лишён диалогов.
Город потерянных детей / La cité des enfants perdus (1995, Марк Каро, Жан-Пьер Жёне)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,2; IMDb – 7,6
«Город потерянных детей» по-настоящему уникален. Действие разворачивается в сером индустриальном обществе. Жуткий учёный похищает детей, чтобы украсть их сны в надежде, что они смогут замедлить его старение. Среди похищенных ребят находится младший брат циркового силача, который пытается найти его с помощью девочки по имени Миетт.
Великолепным этот фильм делают необычайные ракурсы съёмки, потрясающие звуковые эффекты и, конечно же, замечательная актёрская игра. Персонажи совершенно неординарны – от сиамских близнецов до говорящего мозга в танке. Звезда этого фильма Рон Перлман был единственным человеком, не умеющим говорить по-французски.
Деликатесы / Delicatessen (1991, Марк Каро, Жан-Пьер Жёне)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,3; IMDb – 7,7
«Деликатесы» – чёрная комедия и режиссёрский дебют фильммейкеров, создавших «Город потерянных детей».
История разворачивается в постапокалиптическом мире, где еда настолько дефицитна, что используется в качестве валюты. Арендодатель и мясник Клапе размещает рекламу в газете о поиске разнорабочего/помощника, однако обнаруживается, что у него есть скрытые намерения. Клапе сначала откармливает своих работников, а затем убивает их и сбывает своим постояльцам и покупателям в лавке.
Идея фильма осенила Жёне, когда он жил со своей подругой над мясным магазином. Каждое утро доносился крик мясника: «Мельче, мельче!». Они шутили о том, что он рубит своих соседей. Всё насилие и кровь остаются за кадром, оставляя место для воображения. Несмотря на то, что это кино в первую очередь о каннибализме, ему всё же удаётся быть смешным.
Селин и Жюли совсем заврались / Céline et Julie vont en bateau: Phantom Ladies Over Paris (1974, Жак Риветт)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,2; IMDb – 7,8
Фильм начинается с Жюли, молодой рыжеволосой женщины, сидящей на скамейке и читающей книгу. Она замечает экстравагантную девушку с длинным шарфом, который та роняет в парке. Жюли бежит, чтобы вернуть его, но не может догнать Селин, теряющую всё больше вещей. Но наконец, они знакомятся и начинают свои проделки в параллельной реальности.
Жак Риветт попытался сделать этот фильм похожим на сон и ему это с успехом удалось. Есть в нём ощущение простодушной фантазии, позволяющее предположить, что в написании сцен консультировались с ребёнком. Критики оценили эту работу, как «пожалуй, самый важный повествовательный фильм со времён "Гражданина Кейна"».
Я пойду как бешеный конь / J'irai comme un cheval fou (1973, Фернндо Аррабль)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,1; IMDb – 7,1
Самый спорный фильм в этом списке, затрагивающий ряд табуированных тем: детская казнь, инцест, каннибализм, копрофилия. В центре истории Аден, которого полиция обвиняет в убийстве своей матери. Он бежит в пустыню и начинает общаться с карликом по имени Марвел, который открывает ему суть вещей.
В фильме много метафор, созданных для обсуждения дилеммы «природа против цивилизации». Например, многие критики считают, что Марвел – символ Земли-Матери, который становится несчастным и испорченным после контакта с западной цивилизацией. Если фильм задумывался как шоковый терапевтический инструмент для исцеления буржуазного мира, то он достиг своей цели, хотя и запрещён цензурой во многих странах.
Скромное обаяние буржуазии / Le Charme Discret de la Bourgeoisie (1972, Луис Бунюэль)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,8; IMDb – 8
Луис Бунюэль – признанный мастер сюрреалистического кино, а «Скромное обаяние буржуазии» считают его лучшим фильмом. История сосредоточена на группе из шести богатых людей, которые пытаются пообедать, но постоянно прерываются. Фильм практически бессюжетный и плавно перетекает из реального мира в сновиденческий.
Через причудливые и абсурдные сцены и диалоги Бунюэль с лёгкостью показывает, насколько апатичны и тщеславны представители правящего класса. В этом фильме три повторяющихся сна Бунюэля: забыть свои слова на сцене; увидеть своего умершего двоюродного брата на улице и, последовав за ним, попасть в дом, заполненный паутиной; проснуться и увидеть своих умерших родителей, которые наблюдают, пока ты спишь.
Глаза без лица / Les yeux sans visage (1960, Жорж Франжю)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,2; IMDb – 7,8
История доктора Женессье и его дочери Эдны, изуродованной в результате несчастного случая. Она вынуждена находиться в доме и носить маску, а её отец, будучи хирургом, заманивает к себе домой молодых женщин и калечит их в надежде на пересадку лица своей дочери.
В фильме звучит прекрасный саундтрек выдающегося композитора Мориса Жарра, написавшего музыку к более ста фильмам, среди них «Лоуренс Аравийский», «Доктор Живаго» и «Общество мёртвых поэтов».
Сюрреализм в этом фильме проявляется в необычных ракурсах, стиле нуар и таких причудливых образах, как белая маска, которую носит Эдна большую часть фильма. Именно она вдохновила Джона Карпентера на создание образа Майкла Майерса, знаменитого злодея фильмов ужасов.
Кровь Поэта / Le sang d'un poète (1932, Жан Кокто)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,6; IMDb – 7,5
Это не только режиссёрский дебют Жана Кокто, но и его первый фильм из трилогии Орфея, в которую также вошли картины «Орфей» (1950) и «Завещание Орфея» (1950).
Фильм разворачивается в четырёх частях и следует за молодым художником, который перемещается по многочисленным причудливым и сюрреалистическим ситуациям, в том числе сцены с рисунками и статуями, ведущими с ним загадочные диалоги. Художник ныряет в зеркало, отправляясь в альтернативную вселенную, где люди превращаются в статуи.
Премьеру фильма откладывали два года из-за споров, окруживших «Андалузского пса», выпущенного годом ранее. Киноведы часто обсуждают смысл этого фильма Кокто, но, похоже, к единому мнению никогда не придут.
Андалузский пёс / Un chien andalou (1929, Луис Бунюэль)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,4; IMDb – 7,8
Фильм выпустили почти сто лет назад, и длится он всего 16 минут, но «Андалузский пёс» до сих пор признают одним из самых знаковых сюрреалистических фильмов всех времён. А Луис Бунюэль – один из самых плодовитых режиссёров-сюрреалистов, снявший более тридцати пяти фильмов.
«Андалузский пёс» стал режиссёрским дебютом Бунюэля. Он написал сценарий вместе с Сальвадором Дали, руководствуясь единственным правилом – запретом на «любые идеи или образы, которые могли бы иметь рациональное объяснение». Это немое кино продолжает будоражить и озадачивать аудиторию. Конечно, значение большей части образов остаётся спорным.
В прошлом году в Мариенбаде / L'Annee Derniere a Marienbad (1961, Ален Рене)
Рейтинг на Кинопоиске – 8; IMDb – 7,9
В этом фильме молодой человек пытается убедить замужнюю женщину сбежать с ним, но она, похоже, не может вспомнить, была ли у них связь год назад в том же замке, как утверждает кавалер. Она даже не уверена, видела ли его раньше. Сюжет звучит просто, но история показана со множеством временных и пространственных сдвигов, поэтому отличить правду от вымысла невозможно.
Зрелищный кинематограф постоянно меняется от тёмных тонов к светлым на протяжении всего фильма в музыкальном сопровождении, напоминающем звучание старого органа. Даже сценография в этом фильме уникальна. К примеру, пышный двор украшен геометрически точной изгородью, не отбрасывающей тени. Структуру и замысел фильма обсуждают до сих пор, а историю показанного рамана по-прежнему называют ужасно прекрасной.