Госпожа жестокость, Сентименталисты и другие лучшие греческие фильмы XXI века
0
0
0
952
просмотров
История зарождения греческого кинематографа уходит в конец 19 века. Но его не всегда можно было назвать процветающим. Отсутствие государственного финансирования, ограничения политического характера и экономический кризис всё больше осложняли условия, особенно для начинающих режиссёров. На протяжении прошлого столетия греческое кино не получало широкой популярности среди международной аудитории. К сожалению, его недооценивал даже греческий зритель.

И всё же некоторым фильммейкерам многие годы удавалось заявлять о себе как на отечественной киноарене, так и на международной. Среди них Теодорос Ангелопулос, Никос Кундурос, Константин Гаврас (Коста-Гаврас), Никос Николаидис, Михалис Какоянис, Пантелис Вулгарис, Тоня Маркетаки, Никос Грамматикос, Ставрос Торнс и другие.

Вопреки неблагоприятным условиям с самого начала XXI века греческое кино становится всё более продуктивным и привлекательным для зрителей во всём мире. А выпуском фильма «Клык» (2009) Йоргос Лантимос породил новый кинематографический стиль – «странную волну» греческого кино, что приковало к нему всеобщее внимание.

Этот список – попытка собрать лучшие греческие фильмы за последние восемнадцать лет в одной подборке, которая объективно представила бы современный греческий кинематограф разными режиссёрами и жанрами.

Второе «Я» / Eteros ego (2016, Сотирис Цафулиас)

Второе «Я» / Eteros ego (2016, Сотирис Цафулиас)

Рейтинг на Кинопоиске – недостаточно оценок; IMDb – 7,9

Афины, 2015 год. Пять убийств. Профессора криминологии Димитриса Лаиниса, страдающего синдромом Аспергера, просят помочь полиции в поимке серийного убийцы. Преступник умён и осторожен, единственная зацепка – цитаты Пифагора, которые он оставляет. Распутать тайну криминалисту помогает профессор математики. Фильм не только об интригующем уголовном преступлении и о том, как его раскрывали, но и о том, как оно влияет на главного героя, имеющего определённые личные проблемы. Ведущую роль отлично исполнил Пигмалион Дадакаридис.

Площадь Америки / Plateia Amerikis (2016, Яннис Сакаридис)

Площадь Америки / Plateia Amerikis (2016, Яннис Сакаридис)

Рейтинг на Кинопоиске – недостаточно оценок; IMDb – 6,7

Билли и Накос – друзья детства, которые всю жизнь прожили на площади Америка в центре Афин. Билли – татуировщик, который влюбляется в Терезу, иммигрантскую певицу, связанную с преступным миром. Накос не может смириться с тем, что площадь его района за последние годы резко изменилась, превратившись в приют для иммигрантов, в основном сирийских беженцев. Ещё один персонаж Тарек – сирийский беженец, отчаянно ищущий способ бежать с дочерью в Германию.

Это фильм о расизме, основанный на романе Янниса Цирбаса «Виктории не существует». «Площадь Америки» – больше, чем честная картина о текущей ситуации в Афинах. Яннис Сакаридис используя в качестве фона Грецию и кризис беженцев, поднял тему расизма в целом.

Автор с пониманием и по-доброму относится к своим персонажам, даже к тем, кто «поступает не так», но не оправдывает их. Расизм – это не просто нечто плохое, возникающее из ниоткуда, но изученное поведение, которое появляется из определённых обстоятельств и подкрепляется определёнными обстоятельствами.

Загар / Suntan (2016, Аргирис Пападимитропулос)

Загар / Suntan (2016, Аргирис Пападимитропулос)

Рейтинг на Кинопоиске – 6; IMDb – 6,7

Костис – врач, прибывший на греческий остров Андипарос для работы в оздоровительной клинике. Он не совсем молод, не совсем успешен, не совсем красив и не очень счастлив. В противоположность ему Анна – симпатичная 20-летняя туристка, приехавшая на остров с друзьями на вечеринку. Костис влюбляется в эту девушку и уже вскоре одержим ею.

Как сказал Аргирис Пападимитропулос, идея фильма возникла из разделения людей между теми, кто имеет доступ к удовольствию, и теми, кто его не имеет, обнаруженного в романе Мишеля Уэльбека «Расширение пространства борьбы». Костис и Анна представляют два разных типа людей, два разных мира. На их примере поднимаются вопросы о том, как каждый воспринимает свою реальность, как его воспринимают другие и о способности получить доступ к удовольствию в условиях современного мира.

Нить / Nima (2016, Александр Вулгарис)

Нить / Nima (2016, Александр Вулгарис)

Рейтинг на Кинопоиске – недостаточно оценок; IMDb – 6,1

Это психоаналитический фантастический триллер о нити, соединяющей жизни политической активистки Ники и её сына Лефтериса. Действие происходит в двух разных периодах времени, следуя за борьбой двух персонажей, изображённых одной и той же актрисой. Борьба эта связана с исполнением своих ролей или с их избеганием. Служит ли пуповина исходной точкой, живительной зависимостью для них обоих или, может быть, насильственным ограничением? И как можно от неё освободиться?

Режиссёр и музыкант Александр Вулгарис создал мрачный, но хрупкий мир, аллегорическую историю об «отлучении», о наследовании, которое мы несём, но не выбираем; о неясной тонкой линии между прошлым и настоящим, между нами и другими; о кровожадном городе, который «убивает» своих людей, о городе, который вы никак не определитесь – любить или ненавидеть; о свободе, которая нас удерживает, и о суровом процессе вступления во взрослую жизнь.

С точки зрения традиционной структуры и повествования фильм назвали непривычным, авангардным и экспериментальным, но создатель не думал экспериментировать, он точно знал, чего хотел. А в результате получился редкий шедевр греческого кинематографа.

Шевалье / Chevalier (2015, Афина Рахель Цангари)

Шевалье / Chevalier (2015, Афина Рахель Цангари)

Рейтинг на Кинопоиске – 5,9; IMDb – 6,5

Определение лучшего – тема стара, как мир, а греки, придумавшие Олимпийские игры, знают в этом толк как никто другой. Шесть человек отправляются на рыбалку на роскошной яхте, а по дороге обратно решают сыграть в игру и выявить, кто среди них самый лучший. Чтобы определить победителя, они сравнивают и оценивают друг друга буквально в чём угодно, от эффективности в различных задачах до размера эрекции.

«Шевалье» – это резкая комедия, комментирующая мужское тщеславие, желание быть лучшим, Альфа-самцом или хотя бы не худшим. В западном обществе, где превосходство равно признанию, мужчин воспитывают в духе конкуренции и амбициозности. На них давят, чтобы подтолкнуть к успешности. Афина Цангари с юмором и сопереживанием показала неуверенность, лежащую за властным мужским фасадом. Интересно, что это абсолютно мужское кино сняла женщина-режиссёр.

Лобстер / The Lobster (2015, Йоргос Лантимос)

Лобстер / The Lobster (2015, Йоргос Лантимос)

Рейтинг на Кинопоиске – 6,9; IMDb – 7,1

В антиутопическом мире, где люди живут только парами, покинутый женой Дэвид переезжает в Отель, место, куда в обязательном порядке прибывают одинокие люди и селятся на 45 дней. За этот срок каждый должен найти себе романтического партнёра. Если не удаётся, человека превращают в любое животное. Дэвид выбирает лобстера. Но строго организованная в Отеле жизнь побуждает его к бегству, и герой укрывается в лесу, где живут и другие противники системы. Но тут он узнаёт, что и у одиночек есть своё жёсткое таинство, которого все должны придерживаться.

В «Лобстере» обсуждаются отчаянные искания дружеского общения в современном мире, где люди определяются их способностью или неспособностью формировать социально приемлемые отношения. Режиссёр проводит параллели между естественной потребностью быть любимым и навязчивым стремлением к идентичности через романтические отношения, между независимым существованием и чувством принадлежности, между уважительным сосуществованием и противостоянием, между установленным порядком и скрытыми видами власти.

Технически это не совсем греческий фильм. Он греческого, ирландского, французского, британского и нидерландского производства. Но это кино, созданное греческим режиссёром и греческим сценаристом с богатым международным актёрским составом, стало жемчужиной мирового кино. «Лобстер» – доказательство того, почему Йоргос Лантимос в числе лучших греческих режиссёров современности.

Среда, 04:45 / Tetarti 04:45 (2015, Алексис Алексиу)

Среда, 04:45 / Tetarti 04:45 (2015, Алексис Алексиу)

Рейтинг на Кинопоиске – недостаточно оценок; IMDb – 6,8

Стелиос – честолюбивый владелец джаз-клуба, который оказывается на грани потери всего имущества и краха семейной жизни. У него есть 32 часа, чтобы раздобыть деньги, которые он задолжал румынскому бандиту, иначе у клуба появится новый владелец.

«Среда, 04:45» – попытка Алексиса Алексиу сочетать греческую поп-культуру с американским неонуаром и азиатским хоррором. И хотя результат не в полной мере соответствует ожиданиям кинорежиссёра, он представляет собой достойный фильм, разделённый на главы с мрачными дождливыми кадрами и ярким неоновым освещением, создающими кошмарную атмосферу нуара.

На втором уровне Алексиу в фильме комментирует сложившуюся в Греции ситуацию, когда многие люди оказались в долгах, а их мечты разрушились на фоне разразившегося экономического кризиса. Стелиос Майнас в роли главного персонажа обогатил фильм прекрасной сентиментальной игрой.

Сентименталисты / Oi aisthimaties (2014, Николас Триандафиллидис)

Сентименталисты / Oi aisthimaties (2014, Николас Триандафиллидис)

Рейтинг на Кинопоиске – недостаточно оценок; IMDb – 6,4

Сюжет следует за двумя молодыми людьми, работающими на буржуа по прозвищу «Хозяин», контрабандиста и ростовщика, который живёт в особняке вдали от городской суеты со своей дочерью и торгует древностями. Грязную работу выполняют Гермес и Джаннис, чья грубая и размеренная жизнь даёт трещину, когда оба совершают роковую ошибку: влюбляются в двух женщин «под запретом».

Режиссёр мастерски изображением неонуарное декадентское общество греческого преступного мира, создав уникальную ностальгическую атмосферу чудесным саундтреком. «Сентименталисты» – это фильм о любви и романтике «старой школы», которой нет места в хардкорном современном мире.

Маленькая Англия / Mikra Anglia (2013, Пантелис Вулгарис)

Маленькая Англия / Mikra Anglia (2013, Пантелис Вулгарис)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,1; IMDb – 8

Орса и Моша – две сестры, живущие на греческом острове Андрос около 1930-х годов. Орса тайно влюблена в лейтенанта Спироса, но её мать – сторонница брака по расчёту, заставляет выйти замуж за капитана Никоса. Когда Спирос становится капитаном, он женится на Моше, и семейные отношения усложняются.

«Маленькая Англия» – это адаптация одноимённого романа Иоанны Каристиани, жены Пантелиса Вулгариса, одного из самых известных греческих режиссёров прошлого века. Драма сосредоточена на игре женских персонажей и взаимоотношениях между ними. Здесь обильно используются кадры моря. Оно – то бурное, то мирное – изменяется по аналогии с нарастанием психического развития персонажей.

Госпожа жестокость / Miss Violence (2013, Александрос Авранас)

Госпожа жестокость / Miss Violence (2013, Александрос Авранас)

Рейтинг на Кинопоиске – 5,9; IMDb – 7,1

В день своего 11-летия, в, казалось бы, радостной атмосфере праздника Анжелика спрыгивает с балкона. Когда полиция расследует причины, побудившие девушку покончить жизнь самоубийством, добропорядочный фасад семьи разваливается, и робко проступает омерзительная правда.

Как следует из названия, эта драма о насилии, о сексуальном, бытовом и психологическом насилии, о его жестокости и последствиях. Тематика фильма расширена обсуждением семьи, общества и связанного с ним лицемерия. Сокрытое за дверями часто пугает, поэтому игнорируется как несуществующее до тех пор, пока игнорировать это уже невозможно.

Мальчик, который ел птичий корм / To agori troei to fagito tou pouliou (2012, Экторас Лигизос)

Мальчик, который ел птичий корм / To agori troei to fagito tou pouliou (2012, Экторас Лигизос)

Рейтинг на Кинопоиске – 5,6; IMDb – 6,5

Йоргос – молодой человек, живущий в суровых и изнурительных обстоятельствах. Он пытается выжить в центре Афин, не имея ни друзей, ни работы, ни денег, чтобы оплатить счета или купить себе еду. У него есть лишь прекрасный певческий голос и канарейка.

В своём дебютном фильме Лигизос делает политическое заявление в форме, далёкой от привычных представлений об этом жанре. Он использует добрые, уставшие, отчаянные глаза и низкий, мягкий, ласковый голос главного персонажа, разговаривающего со своей канарейкой.

В фильме мало диалогов и много крупных планов Йоргоса, составляющих в совокупности удручающую картину города в самом разгаре экономического кризиса. Со своей искренностью, простотой и религиозной атмосферой этот фильм напоминает зрителям, что тишина порой действительно звучит громче слов.

Вольфрам / Tungsten (2011, Йоргос Георгопулос)

Вольфрам / Tungsten (2011, Йоргос Георгопулос)

Рейтинг на IMDb – 7,0

Летним днём в Афинах бродят два мальчика-подростка, контролёр общественного транспорта с финансовыми проблемами и сотрудник компании с проблемами в отношениях с подругой. В городе, где постоянно происходят отключения электричества, пути этих персонажей пересекаются, а сами они выступают то в роли жертв, то – преступников.

Этот чёрно-белый фильм с нелинейной сюжетной линией – художественный дебют Георгопулоса. В нём разворачиваются истории разных людей, которые сталкиваются друг с другом, что приводит к большей истории, которая превосходит их частные. В целом рисуется история жестокого поколения людей, живущих в жестокую эпоху в жестоком городском пространстве. Порочный круг насилия превращает жертв в преступников и наоборот.

Молоко / To gala (2011, Гиоргос Сиоугас)

Молоко / To gala (2011, Гиоргос Сиоугас)

Рейтинг на IMDb – 7,4

Эмигрировав из Тбилиси, Рина и её два сына, Антонис и Лефтерис, пытаются достойно выживать и обеспечивать себе нормальную жизнь в Греции. Антонис хочет забыть о прошлом и своём происхождении, ориентируется на новые достижения и укрепление социального статуса. А Лефтерис увяз в воспоминаниях, отчаянно ищет признания и любви. Рина, пытаясь свести концы с концами, играет сложную роль, уравновешивая противоположности сыновей, и устраивая дом в новой стране.

«Молоко» – трогательный фильм, исследующий концепцию дома в смысле безопасного пространства. Он обращается к процессу и трудностям создания дома, когда вас считают чужаками. С осторожной деликатностью обсуждается ответственность, которую не каждый готов на себя взять или не знает как её нести, психические расстройства, стигматизация, освобождение, невосполнимая пустота, гнев, разочарование, архетипы матери и Родины, навязчивость идеи и память как источник страдания или утешения.

Аттенберг / Attenberg (2010, Афина Рахель Цангари)

Аттенберг / Attenberg (2010, Афина Рахель Цангари)

Рейтинг на Кинопоиске – 6,4; IMDb – 6,2

Марина живёт со своим неизлечимо больным отцом в промышленном городке на берегу моря. Имея ограниченные социальные навыки и интересы, общаясь с единственной подругой Беллой, Марина проводит время главным образом за просмотром документальных фильмов сэра Дэвида Аттенборо о дикой природе. Но однажды в город приезжает молодой человек, который бросается ей в глаза. В фильме Цангари с прямотой и чуткостью обсуждаются любовь и смерть наряду с размышлениями об утрате, взрослении и обретении своей сексуальности.

Академия Платона / Akadimia Platonos (2009, Филлипос Цитос)

Академия Платона / Akadimia Platonos (2009, Филлипос Цитос)

Рейтинг на Кинопоиске – недостаточно оценок; IMDb – 6,6

Ставрос – владелец небольшой табачной лавки, враждебно настроенный к чужакам (в основном к албанцам), проживающий в Афинах со своей матерью, которая страдает болезнью Альцгеймера. Сидеть возле своего магазина, слушать классический рок и вспоминать молодость – каждодневный ритуал Ставроса и его друзей. Они не любят иностранцев и отказываются признавать, что Афины меняются. Но однажды Ставроса потрясает известие о том, что, возможно, он и сам албанец.

«Академия Платона» – это не только фильм о ксенофобских настроениях греческого народа, но и весьма гуманное кино о переменах, идентичности и дружбе, а в конечном итоге – о старении и отпускании. Главный герой похож на 40-летнего ребёнка, который пытается адаптироваться к изменениям, сохраняя собственное «я». Наверное, с этим сталкивалось большинство людей. От смятения в его лице и грустно, и смешно. Это нежный и реалистичный фильм о социальных и личных проблемах, избегая назидательности, напоминает о том, что именно такое кино нам и нужно.

Путь женщины / Strella (2009, Панос Коутрас)

Путь женщины / Strella (2009, Панос Коутрас)

Рейтинг на Кинопоиске – 6,5; IMDb – 7,4

Йоргос выходит на свободу после 14 лет, проведённых в тюрьме за убийство. Первую ночь в Афинах он проводит с транс-проституткой Стреллой, и вскоре они оба влюбляются. Йоргос хочет зажить по-новому, но сначала должен разобраться в своём прошлом.

«Strella» (сочетание имени Стелла и слова «трела», что в переводе с греческого означает сумасшествие) – это искренний и глубоко романтический фильм с положенными в его основу психоаналитическими отсылками. Среди прочего особенность фильма в том, насколько он приблизился к изображению отношений между мужчиной и трансгендерной женщиной, словно это нормально в греческом обществе.

Панос Коутрас оперирует спектром тем от гомосексуализма, гендерной идентичности, предрассудков и социальной изоляции до разнородности проституции и инцеста с глубоким пониманием, эмпатией и чуткостью. На такое способны очень немногие режиссёры, за исключением великого Тодда Солондза. Но на самом деле фильм о любви. И это причина, по которой он так хорош.

Клык / Κυνόδοντας (2009, Йоргос Лантимос )

Клык / Κυνόδοντας (2009, Йоргос Лантимос )

Рейтинг на Кинопоиске – 6,3; IMDb – 7,3

Сразу после выхода фильм объявили шедевром современного европейского кино, а Йоргоса Лантимоса начали сравнивать с Ларсом фон Триером и Михаэлем Ханеке. «Клык» имел международный успех и стал лауреатом программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля.

Режиссёр предложил щекотливый взгляд на идею домашнего обучения. Супружеская пара, рассказывая своим детям жуткие истории о внешнем мире, держит их в пределах дома и двора с бассейном и садом, никого не выпуская за забор. Воспитание этих детей, мягко говоря, необычно. Они никогда не видели внешний мир. Покинуть семейный дом смогут лишь тогда, когда у них выпадет клык. Из внешнего мира в семью вхожа лишь девушка, приглашённая для удовлетворения сексуальных потребностей старшего сына. А покидать дом может лишь отец семейства. Несмотря на кошмарность происходящего от фильма невозможно отвести взгляд.

Роз / Roz (2006, Александр Вулгарис)

Роз / Roz (2006, Александр Вулгарис)

Рейтинг на Кинопоиске – недостаточно оценок; IMDb – 6,5

Василис – интровертный ребёнок. Ему 25 лет, но он ещё ребёнок. Мать их оставила, отец отказывается общаться, а брат его, кажется, не понимает. Василис – напуганное дитё. Он создал себе безопасный мир, где размышляет о своём детстве и ищет ответы, пока не встречает другого ребёнка – 11-летнюю Снежану, с которой завязывает прекрасную дружбу.

«Роз» – ностальгический фильм о страхе. О страхе связи из-за боязни оказаться в одиночестве, страхе жить из-за боязни умереть, страхе говорить из-за боязни не быть услышанным, страхе взросления из-за боязни оказаться ребёнком. Ещё этот фильм о целительной силе принятия и освобождающем чувстве любви, которое может превозмочь страх.

Щепотка перца / Politiki kouzina (2003, Тассос Булметис)

Щепотка перца / Politiki kouzina (2003, Тассос Булметис)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,3; IMDb – 7,6

Это история о греческом мальчике по имени Фанис, выросшем в Стамбуле с дедом, кулинарным философом и владельцем магазина специй. Наставляя внука, дед учит его, что и еда, и жизнь требуют немного пряностей для придания им вкуса. Фанис уезжает в Афины, где, вырастая, становится превосходным поваром и использует свои навыки приготовления пищи, чтобы оживить жизнь окружающих. Спустя 35 лет он возвращается в Стамбул, чтобы повидаться с дедом и своей первой любовью. Это возвращение помогает ему понять, что он забыл положить немного специй в свою собственную жизнь.

Коробок спичек / Spirtokouto (2002, Яннис Экономидес)

Коробок спичек / Spirtokouto (2002, Яннис Экономидес)

Рейтинг на Кинопоиске – недостаточно оценок; IMDb – 7

Фильм переносит зрителя в жаркий летний день из жизни 50-летнего Димитриса, который обсуждает свои профессиональные идеи и планы, воюя со своей семьёй. Из-за непрекращающейся борьбы и криков, ругани и клаустрофобности, вызванной теснотой квартиры, где все потеют от жары, этот простой, но убедительный фильм вызывает ощущение удушливости, как при чтении «Замка» Кафки.

Прошло 16 лет после создания этого фильма, а он по-прежнему актуален и по-своему обаятелен. Даже сам режиссёр не смог превзойти это своё произведение. «Коробок спичек» остаётся, пожалуй, наиболее точным представлением греческой семьи среднего класса.

Король / O vasilias (2002, Никос Грамматикос)

Король / O vasilias (2002, Никос Грамматикос)

Рейтинг на Кинопоиске – недостаточно оценок; IMDb – 8,1

Бывший наркоман и наркодилер Вангелис освобождается из тюрьмы и решает переехать в заброшенный дом своего деда в небольшой деревне на юге Греции. Он стремится подальше от старой жизни и от прежнего социального круга, чтобы очиститься и зажить по-новому. Но местные жители не очень-то рады незнакомцам и вскоре начинают искать способы изгнать его из деревни.

«Король» основан на реальных событиях, имевших место примерно в середине 1990-х годов. Фильм, объединивший правду и вымысел, прекрасно создаёт представление о ксенофобии в широком смысле, социальной изоляции и страхе людей перед неизвестным. В нём показано, как общество, относясь к кому-то предвзято и нарекая кого-то «проблемой», может в действительности превратить его в то, что образует порочный круг.

Персонажи в деревне подобраны таким образом, чтобы символически иллюстрировать менталитет, который можно найти и в селе, и в городе.

Однажды в августе / Dekapentavgoustos (2001, Константин Гианнарис)

Однажды в августе / Dekapentavgoustos (2001, Константин Гианнарис)

Рейтинг на Кинопоиске – недостаточно оценок; IMDb – 6,8

Середина августа. Как и большинство афинян, три семьи, живущие в одном доме, покидают город, чтобы отдохнуть. Все направляются в разные места, но каждого ждёт насыщенный отпуск. В параллельной сюжетной линии мы видим, как в отсутствии жильцов в дом вламывается молодой парень и раскрывает их секреты.

Три семьи, три изображения греческого среднего класса до экономического кризиса, девять человек, девять историй, девять мечтаний, девять разочарований. Объединяет всех надежда на перемены, на чудо. Фильм символично трансцендентный и одновременно реалистичный, он балансирует между трагедией и магией, определяющей саму жизнь.

Константин Гианнарис написал о своей картине: «"Один день в августе" – это дорожный фильм [...], где жильцы трехэтажного здания в центре Афин рассказывают нам о любви. Об отсутствии любви. Где любовь рушится. [ ... ] И в удушающей летней жаре их мечты и желания сбываются».

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится