В России готический стиль хоть и не обрел всеобъемлющую популярность, тем не менее и здесь можно встретить удивительной красоты особняки и храмы. Особенно много их в Москве и Московской области.
1. Католический собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской (Москва)
Изысканный и величественный готический стиль к России дошел гораздо позже, чем он завоевал сердца зодчих Европы. Тем не менее, и здесь можно встретить уникальные памятники архитектуры. Взять, к примеру, католический Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, больше известный как Костел на Малой Грузинской. Строительство гигантского костела на 5 тыс. мест началось лишь в начале XX века, в 1901 году. Воплощали в жизнь проект польского архитектора Фомы Богдановича-Дворжецкого, который включил в него главные элементы, присущие для готических храмов.
Остроконечные башни и башенки, стрельчатые арки и аркбутаны, устремленные ввысь шпили, обилие красочных витражей, неизменная белая «роза» в центре фасада, олицетворяющая непорочность, – все это сделало религиозное здание узнаваемым или эффектным. Хотя без отступлений от норм не обошлось. Чтобы не смущать православных жителей столицы, на фасаде не были установлены статуи святых, да и сам костел построили подальше от центральных улиц.
2. Городская усадьба Морозовых в Подсосенском переулке (Москва)
Основное здание усадьбы было построено в 1870-х годах для представителя третьего поколения известного купеческого рода Морозовых, для Викулы. А вот кабинет в готическом стиле был создан гораздо позже, для его сына Алексея. Разработкой проекта занимался архитектор Федор Шехтель и уже к 1895 году Алексей Морозов смог наслаждаться роскошной обстановкой. Изысканная резная лестница, ведущая в библиотеку; сводчатые потолки; арочные стрельчатые окна; витражи в сказочных цветах; камин, увенчанный головами химер; стены, покрытые дорогими породами деревьев и украшенные произведениями искусства – все это вызывает восхищение даже сейчас.
Примечательно: Даже в период Великой Октябрьской революции Алексей Морозов не покинул свой особняк, став хранителем уникальной коллекции произведений искусств, включая картины, фарфор, гравюры и старинные иконы, писаные еще в «дониконовские» времена. У новой власти ему удалось добиться статуса музея для своей усадьбы, правда, во время национализации имущества и недвижимости музей отошел государству, а коллекция частично перекочевала в Третьяковскую галерею.
3. Евангелический приют для сирот или школа акварели Сергея Андрияки в Гороховском переулке (Москва)
В далеком 1889 г., когда численность этнических немцев в Москве была весьма значительна, началось строительство приюта для «детей обоего пола, евангелического исповедания», семьи которых попали в бедственное положение. Его спроектировал архитектор Максим Геппенер, а строительство велось на пожертвования состоятельных немцев. С тех пор элегантное кирпичное здание, в котором угадывается и стиль ампир, и элементы готической архитектуры, является украшением старинной Немецкой слободы.
По очевидным причинам, все что было связано с Германией, во времена Первой мировой войны было закрыто. Здание не раз переходило из рук в руки, от одних организаций к другим, пока в нем не была основана «Школа акварели Сергея Андрияки» (1999 г.), при которой функционирует Музейно-выставочный комплекс с постоянно обновляющейся экспозицией, куда могут попасть все желающие, стоит лишь приобрести входной билет.
4. «Готический домик» на территории Усадьбы Суханово в городе Видное (Московская область)
Усадьба Суханово, точнее сказать дворцово-парковый ансамбль, славится многовековой историей. Поэтому не удивительно, что в комплекс входят постройки разных периодов истории и разных архитектурных направлений. На фоне масштабного главного дома, построенного в классическом стиле, небольшое здание, предназначенное для проживания управляющего и священнослужителей со своими семьями, кажется миниатюрным и утонченным. В его формах угадываются изысканные элементы готики: стрельчатые арки и оконные проемы, множество башенок и невысокий шпиль.
Примечательно: «Готический домик», такое название получило строение, очень напоминающее миниатюрный европейский дворец, был построен 1820-е гг. Создателем проекта этого уникального дома считается один из отпрысков Волконских. Именитых архитекторов для строительства жилища для прислуги и церковнослужителей не приглашали. К счастью, это здание сохранилось практически в первоначальном виде, лишь несколько боковых башенок было разрушено за долгие годы его существования. Правда стиль его принято считать псевдоготическим.
5. Храм иконы Владимирской Божьей Матери в селе Быково (Московская область)
В небольшом подмосковном селе Быково есть старинная церковь, которая является одной из самых необычных святынь России. История ее началась еще в 1789 г., когда у московского генерал-губернатора Михаила Измайлова умерла супруга Мария – родственница самого государя. В ее честь и была возведена церковь, равной которой нет (если смотреть с архитектурной точки зрения), ведь в России в те времена не строились храмы в готическом стиле. Кроме того, даже в Западной Европе крайне редко встречаются готические религиозные сооружения овальной формы, конструкции строения этого стиля тяготели к латинскому кресту.
Еще одной особенностью Владимирской церкви является то, что она состоит из двух храмов. Она церковь посвящена Владимирской иконе Божией Матери, а вторая – Рождества Христова. Кто был автором проекта, до сих пор не удалось выяснить. Некоторые исследователи считают, что им мог быть Василий Баженов (очень близко к его стилю), другие – Матвей Федорович Казаков.
6. Англиканская церковь Святого Андрея в Вознесеновском переулке (Москва)
Англиканская церковь Святого Андрея по праву считается одной из самых интересных достопримечательностей Москвы. Неоготическое строение из красного кирпича, увенчанное четырьмя остроконечными башенками, вызывает восхищение даже сейчас, не говоря о том, какой резонанс был в период строительства базилики (в 1870-е гг.). Архитектурный проект разработал Ричард Нил Фриман – известный британский зодчий, который мастерски соединил два величественных стиля – викторианский и готический.
На данный момент Церковь Святого Андрея является международной христианской англиканской церковью, которая приглашаем всех, независимо от национальности, посещать службу, проводимую исключительно на английском языке. Также в стенах элегантной базилики проходят органные концерты, различные благотворительные мероприятия и ярмарки.
7. Доходный дом страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре (Москва)
Впечатляющий своими архитектурными формами, масштабом и техническим оснащением Доходный дом страхового общества «Россия» занимает целый квартал Сретенского бульвара. Он состоит из двух зданий, в убранстве которых угадывается несколько стилей, начиная с эклектики и неоренессанса, и заканчивая готикой с модерном. Главным архитектором, работающим над проектом, являлся Н. М. Проскурнин, которому помогали француз А. И. фон Гоген и В.А. Величкин.
Доходные дома, построенные в 1902 году, могут похвастаться как самым прогрессивным техническим оснащением, так и тем, что фасады зданий щедро украшены скульптурами, барельефами, горгульями, химерами, саламандрами и вензелями. Также на главном фасаде одного из зданий можно увидеть готические стрельчатые арки и башню, увенчанную шпилем-фиалом.
8. Особняк барона Андреаса Кнопа в Колпачном переулке (Москва)
Недалеко от станции метро «Китай-город» можно заметить необычное, как для архитектуры этой части города, здание. Этот особняк был построен в 1900 г. по проекту архитектора Карла Треймана, отдавшего предпочтение стилю тюдоровской готики, для которой характерны асимметрия, использование кирпича, наличие граненых и зубчатых башен, больше похожих на элементы крепостного зодчества.
Первым хозяином такого эффектного особняка являлся барон Людвиг Кноп – немец, занимавшийся поставками пряжи и текстильного оборудования от английской компании «De Jersey & Co». Этот человек сыграл не последнюю роль в переоснащении всей текстильной промышленности России. Великая Октябрьская революция внесла соответствующие коррективы, сначала в особняке находилось представительство Украинской ССР, а затем одни организации сменялись другими.