Альберт Бирштадт (Albert Bierstadt; родился 7 января 1830 г. — умер 18 февраля 1902 г.) — известнейший североамериканский художник-пейзажист второй половины XIX века, прославившийся величественными панорамами дикой природы. Творчество Альберта Бирштадта отличается реалистичностью, но относится к неоромантизму, поскольку идеализирует действительность. Его картины причисляют к Гудзонской школе, для которой характерно изображение нетронутых человеком ландшафтов и коренных жителей Америки. Также автора относят к Дюссельдорфской школе, так как его художественная биография начинается с обучения в Германии.
Биография Альберта Бирштадта
Альберт Бирштадт родился 7 января 1830 года в немецком городе Золинген, расположенном неподалеку от Дюссельдорфа. В годовалом возрасте он вместе с семьей переехал в американский штат Массачусетс, где прошло его детство. Брат Альберта стал знаменитым фотографом, а сам он с ранних лет проявил талант к рисованию. В 1853 году юноша отправился в Европу и несколько лет изучал живопись в Дюссельдорфской академии художеств, а также побывал в Италии.
Альберт Бирштадт вернулся в США в 1857 году и стал лучшим художником в своем городе Нью-Бедфорд. Спустя еще год он приобрел более широкую известность благодаря участию в национальной выставке. Затем пейзажист вместе с правительственными геодезистами отправляется в продолжительное путешествие по диким местам американского континента. Он своими глазами увидел и зарисовал Великие равнины, Скалистые горы и берега Тихого океана, которые писал маслом в последующие годы. За свою жизнь он еще не раз совершал такие путешествия и покорял горные вершины. Сейчас его именем названы гора и озеро в штате Колорадо.
После путешествия Бирштадт открывает студию в Нью-Йорке. Выставка 1860 года приносит ему всемирную известность, а в 1865-ом эпичный холст «Скалистые горы, пик Лендера» продается за рекордные 25 000 долларов. В тот же период художник становится членом Национальной академии дизайна. Успех позволил ему свободно ездить по Европе и даже встретиться с королевой Викторией в Лондоне. Живописец был благополучно женат на красавице Розали Лудлоу (Rosalie Ludlow) и жил в роскошном особняке на речном берегу.
В начале 1880-х наступила темная полоса. Сначала пожар в студии уничтожил многие картины художника, затем его жена умерла от чахотки. Масштабные панорамы, которые некогда вызывали у публики восторг, к концу столетия перестали пользоваться спросом. Для заработка пейзажисту приходилось делать низкокачественные копии собственных прославленных произведений.
Умер Альберт Бирштадт 18 февраля 1902 года в родном городе Нью-Бедфорд и был забыт более чем на полстолетия. Лишь в 1960-х, на волне интереса к сохранению уникальной североамериканской природы, его творчество вновь стало популярным. Сейчас работы этого автора хранятся в лучших музеях США и многочисленных частных собраниях.
Самые известные картины Альберта Бирштадта
Этот художник работал плодотворно и оставил более 500 пейзажей, а по некоторым оценкам их количество приближается к 4 000. Для картин характерны некоторая театральность и драматичное сочетание света и тени. «Сияющее» освещение в целом отличает Школу реки Гудзон, к которой принадлежал автор. Вот самые известные картины Альберта Бирштадта:
- «Скалистые горы, пик Лендера» (1863). На холсте размером два на три метра изображен хребет Винд-Ривер в Скалистых горах. Пейзаж не вполне реальный: живописец изменил вид для лучшего воплощения художественного замысла. Работа была продана за рекордные для художников Америки 25 000 долларов.
- «Долина Йосемити» (1864). Когда Бирштадт увидел эту долину, то написал другу, что обнаружил Эдемский сад в Америке. Идиллическая панорама способствовала основанию Йосемитского национального парка, которому сейчас присвоен статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.
- «Буря в Скалистых горах, пик Розали» (1866). Виднеющаяся в облаках заснеженная гора получила название в честь жены художника, но позднее была переименована. Для большей драматичности Бирштадт использовал резкий контраст света и тени, а также преувеличил масштаб Скалистых гор.
- «Среди гор Сьерра-Невада, Калифорния» (1868). Горный пейзаж был написан в Риме спустя четыре года после поездки в Сьерра-Неваду. Он выставлялся в Лондоне, Париже, Москве и Санкт-Петербурге, усиливая интерес к иммиграции в США.