На роль князя Мышкина Евгения Миронова утвердили сразу, без проб. Ради этой роли ему пришлось похудеть на 10 кг, но это было не самым сложным в процессе работы. Съемки длились 8 месяцев, часто приходилось работать по 20 часов в сутки. Для того, чтобы достоверно сыграть эпилептический припадок Мышкина, актер специально консультировался с врачами. А однажды он увидел такой припадок на улице у случайного прохожего. И, по признанию Миронова, у него тогда сработал «актерский чудовищный рефлекс» – пока другие пытались помочь этому человеку, актер наблюдал и «фиксировал». И все усилия были вознаграждены: режиссер Владимир Бортко и Евгений Миронов стали лауреатами Литературной премии Александра Солженицына в 2004 г. В том же году Миронов был признан лучшим драматическим актером на Международном кинофестивале в Монте-Карло. За эту роль актер также получил приз за вклад в развитие российского телефильма, а сериал «Идиот» признали поворотным в истории телевидения, так как он продемонстрировал то, что сериал может быть не только мыльной оперой. После выхода фильма на экраны Миронову присудили звание народного артиста РФ.
Знаменитая актриса и театральный режиссер Татьяна Доронина говорила: «Если поставить в ряд гениальных исполнителей роли князя Мышкина, нужно говорить о бесподобном Иннокентии Смоктуновском, о потрясающем Николае Гриценко, о великолепном Юрии Яковлеве… Но в каждой из этих интерпретаций существовал некий патологический уклон. Это им было интересно играть – элемент душевной болезни. А Федор Михайлович писал идеального человека! Не патологичного, а узнаваемого, тонкого, необходимого героя. Евгений Миронов сумел его сыграть». После съемок Миронов признавался, что еще долгое время «болел» романом Достоевского, и многие его герои в кино были похожи на князя Мышкина. После этого он сыграл еще множество заметных ролей, в том числе и автора «Идиота» в фильме «Достоевский», на данный момент в фильмографии 52-летнего актера – более 90 работ. Помимо этого, он руководит Государственным театром наций.
Актрису на роль Настасьи Филипповны искали по всей России. Лидию Вележеву режиссер однажды увидел в сериале и понял, что именно она сможет сыграть роковую женщину. Свою первую роль в кино она получила еще в 13 лет, хотя в Киевский театральный институт ее не приняли, сказав, что артисткой она никогда не станет. А вот в Щукинское училище ей удалось поступить. После этого она много снималась, но ей доставались преимущественно эпизодические роли или героини сериалов. Благодаря фильму «Идиот» о Лидии Вележевой заговорили как о серьезной актрисе, несмотря на шквал критики, и после этого к ней пришла настоящая популярность. И роль Настасьи Филипповны она всегда называла подарком судьбы, разделившим ее актерскую карьеру на две половины – до и после этого сериала. Многие до сих пор называют эту работу самой значительной в фильмографии 52-летней актрисы.
Одним из самых ярких персонажей сериала стал купец Парфен Рогожин в исполнении Владимира Машкова. Ради этой роли, которая стала одной из самых заметных его творческих вершин, актер даже перенес съемки в Голливуде вместе с Клинтом Иствудом. Позже Бортко признавался, что лучшего Рогожина он себе и представить не мог. Свой успех Машков объяснял так: «У меня не было особых противоречий с ролью. Мне было близко состояние героя, понятно! Наверное, благодаря моему юношескому максимализму. Я понимал то, что играл, чувствовал то, что переживал мой персонаж, – мне все это знакомо. Естественно, не в таком крайнем проявлении, как у Парфена Рогожина, без убиения». На данный момент в фильмографии 55-летнего актера – более 60 работ, он продолжает сниматься в кино и выступать на театральной сцене.
Актриса Ольга Будина после съемок в сериале «Идиот» признавалась, что долго не могла прийти в себя после роли Аглаи, которая психологически далась ей достаточно тяжело. Актриса позже рассказывала: «Действительно, нам всем пришлось глубоко погружаться в этот «материал». Я почти год не расставалась с томиком «Идиота» и письмами Достоевского. Книги эти были со мной днём и ночью. Нам всем было непросто учить текст, потому что это все-таки XIX век и тогда ритм построения предложения был другой, и люди иначе общались. Они жили по-другому, они мыслили иначе… Очень глубокое погружение. А потом вдруг ты вынужден проснуться в другой реальности, в нашей современности… Роль Аглаи пошла мне на пользу и как актрисе, и как человеку. Иначе, наверное, и быть не может, когда имеешь дело с Достоевским». После замужества и рождения сына в 2004 г. Ольга Будина всерьез задумывалась о том, чтобы навсегда оставить актерскую профессию, но после долгой паузы она вернулась в кино – расставшись с супругом через 2 года после замужества, она вынуждена была снова заботиться о сыне самостоятельно. Однако последние 4 года актриса вновь не появляется на экранах – она признается, что семья и благотворительная деятельность сейчас стоят для нее на первом плане.
Героиню Варю Иволгину режиссер разглядел в телеведущей Марии Киселевой, которая как раз в то время появилась на экранах в передаче «Слабое звено». Эта роль стала ее кинодебютом – всего за 3 года до этого она завершила свою спортивную карьеру, став трехкратной олимпийской чемпионкой и вместе с Ольгой Брусникиной – первой олимпийской чемпионкой России по синхронному плаванию. В 2001 г. Мария Киселева пришла на телевидение как ведущая спортивных новостей, а затем и «Слабого звена». Благодаря Владимиру Бортко раскрылся ее актерский потенциал, и с тех пор она начала периодически сниматься в кино.