Ему редко доставались главные роли, но даже небольшие сцены с его участием запоминались всем. Фильмы с его участием стали легендарными, но при этом сам он всегда оставался в тени своих звездных коллег.
В детстве Игорь Ясулович об актерской профессии не задумывался – он мечтал служить на флоте, как его отец. Семья часто переезжала из одного гарнизона в другой, города мелькали, как на картинках: Баку, Одесса, Измаил, Москва, Бухарест. В конце концов они осели в Таллинне, где Игорь впервые попал в театральный кружок. Это и определило его дальнейшую судьбу.
Неприметный герой
Педагогом Ясуловича был актер местного драмтеатра Иван Россомахин. Он часто приглашал учеников на спектакли и даже позволял им выходить на профессиональную сцену с их любительскими постановками. Благодаря этой студии позже зажглись звезды Владимира Коренева, Виталия Коняева, Ларисы Лужиной и Игоря Ясуловича.
После школы Игорь отправился в Москву и с первой попытки поступил на актерский факультет ВГИКа, в мастерскую Михаила Ромма. А спустя 12 лет у этого же педагога Ясулович получил еще и режиссерское образование. Ромм сыграл в его судьбе знаковую роль – он одним из первых поверил в талант актера, в то время как другие педагоги считали, что с такой неприметной внешностью ему не стоит рассчитывать на крупные роли.
Ясулович не раз слышал о том, что об актерской профессии ему и вовсе лучше забыть, но Ромм повторял: «Не переживай, интеллигенты в кино тоже нужны». Он первым разглядел то амплуа, в котором впоследствии актера часто видели и другие режиссеры, – дебютной киноролью Ясуловича был ученый-физик в фильме Ромма «Девять дней одного года».
Всегда на виду и всегда в тени
Все свои самые известные кинороли Игорь Ясулович исполнил в 1970-х – 1980-х гг. Ему не предлагали играть главных героев, но в ролях второго плана и в эпизодах он был великолепен: зрители наверняка запомнили инженера Щукина, мужа Эллочки-людоедки из «12 стульев», героев двух новелл «Не может быть!», секретаря герцога в «Том самом Мюнхгаузене», сторожа из «Мэри Поппинс, до свидания», наставника говорящего козла в «Гостье из будущего», фарцовщика из «Самой обаятельной и привлекательной», Корна из «Гардемаринов» и т.д.
Миллионы зрителей знали его в лицо, повторяли фразы его героев: «Она что, с Урала?», «Карден! У нас в Союзе всего 2-3 таких, и то – у жен дипломатов неприсоединившихся стран!» Но при этом большинство даже не знали его фамилию, ведь звездами фильмов, в которых снимался Ясулович, становились совсем другие артисты, исполнявшие главные роли.
Сам актер никогда не гнался за славой и не переживал из-за того, что все лавры доставались его коллегам. Ясулович говорит: «Меня не слишком занимало стать первачом, растолкать коллег локтями, добиться, чтобы мою фамилию писали на афишах большими буквами. Довольно быстро мне стало понятно, что играть в кино главные роли – это не мое дело. Собственно, я от столбовой дороги был всегда в стороне и особенно не печалился по этому поводу. Мне всегда нравилось то, что я делал. Я получал и получаю от этого удовольствие. Я не занимаюсь тем, что мне не по душе».
Актер всегда был фанатично предан своей профессии. Однажды во время гастролей в Бухаресте он сломал ключицу. Врачи предупреждали его, что он может остаться без руки, но Ясулович не отменил спектакли и выходил на сцену с шиной на руке. Он выходил на сцену в любом состоянии. И самым большим испытанием для него было отсутствие работы. В 1990-е гг. Театр-студия киноактера прекратил свое существование, и Ясулович остался без работы. В другие театры его не брали, кино практически не снималось. этот период стал для него одним из самых тяжелых в жизни.
«Счастье не в том, чтобы твое имя все повторяли»
Умен, образован, благороден, порядочен – именно так характеризуют актера его знакомые. Игорь Ясулович не похож на других кинозвезд. Он напрочь лишен тщеславия, самолюбования и гордыни, а природная скромность и интеллигентность никогда не позволяли ему потерять голову от всенародной любви.
Он не заводил служебных романов на сцене и на съемочной площадке и всю жизнь был однолюбом – уже 60 лет актер остается вместе со своей женой, дочерью режиссера Юрия Егорова Натальей, с которой познакомился еще в студенческие годы. Всю свою жизнь он посвятил театру, зрителям и семье, и других ценностей для него не существует.
Сегодня Игорь Ясулович говорит: «Я благодарен и жизни, и судьбе… Играю в спектаклях, за которые мне не стыдно. Как режиссер ставил спектакли. Снимался и снимаюсь в кино как актер. Преподаю во ВГИКе и в ГИТИСе. Все идет так, как надо. Счастье не в том, чтобы твое имя все повторяли, и не в том, чтобы о тебе писали все газеты, и не в том, чтобы тебя постоянно показывали по телевизору. Счастье – это ощущение в твоей душе!»