В театре она тоже долгие годы оставалась «на скамье запасных». Она не устраивала скандалов, не вступала в пререкания с режиссерами, но при этом многие из них ее недолюбливали. Почему Марк Захаров 17 лет не выпускал ее из массовки, и за что Ирина Алферова была обижена на Георгия Юнгвальда-Хилькевича после съемок в «Д’Артаньяне и трех мушкетерах» – далее в обзоре.
Единственная роль за 5 лет
Еще во время учебы в школе в родном Новосибирске Ирина Алферова все свободное время проводила в театральной студии. Ее наставник заметил ее способности и посоветовал ей после школы поступать не в местное театральное училище, а сразу в ГИТИС. Она с успехом прошла вступительные испытания, но учеба поначалу давалась ей очень тяжело – она чувствовала себя скованно на сцене и не могла изобразить в этюдах того, чего никогда не чувствовала в реальной жизни. При этом педагоги разглядели в ней потенциал и считали одной из самых талантливых на курсе.
Сниматься в кино Алферова начала еще во время учебы в ГИТИСе, а сразу после окончания вуза получила свою первую звездную роль – Даши Булавиной в 13-серийном фильме «Хождение по мукам». Режиссера Василия Ордынского при первой встрече покорили ее глаза, но он поставил юной актрисе одно условие: пока длятся съемки, о театральных постановках ей нужно забыть. И на протяжении 5 лет актриса отдавала все свои силы всего одной роли в кино.
Ее приглашали в несколько театров, ей предлагали роли Гайдай и Чухрай, но Ордынский настаивал: «Не верь никому! Не соглашайся! Ты должна появиться вот так, в этой роли!» Многим казалось, что режиссер не только ее оберегает и готовит ее триумфальное появление на экранах, но и просто ревнует. Он искренне восхищался ее «нездешней» красотой и был в нее влюблен, но актриса не ответила ему взаимностью. Возможно, своим громким успехом в фильме «Хождение по мукам» она была обязана тому, что зрители увидели ее на экранах влюбленными глазами режиссера, сумевшего раскрыть все ее самые лучшие актерские грани и неповторимое обаяние «незащищенной женственности». Кинокритики до сих пор называют эту роль одной из лучших в кинокарьере Ирины Алферовой.
17 лет в массовке «Ленкома»
После завершения съемок «Хождения по мукам» Ирина Алферова пришла в «Ленком». Поначалу она не помнила себя от счастья – актриса была влюблена в этот театр с тех пор, как впервые увидела спектакль с Александром Абдуловым в главной роли. Сначала – в театр, а потом и в самого актера. Вскоре они стали мужем и женой. И хотя Абдулов был одним из любимцев Захарова и получал лучшие роли, он не захотел замолвить слово за свою жену, год за годом терпеливо ожидающую в массовке. Он говорил: «А чего ей помогать, она и так талантливая, сама всего добьется…». Причины, по которым Марк Захаров на протяжении 17 лет не давал Алферовой заметных ролей, для многих оставались загадкой. Мужчинам в «Ленкоме» везло больше – Янковский, Караченцов, Абдулов и другие исполнили десятки ярких ролей, характерные актрисы Пельтцер и Чурикова тоже не были обделены вниманием режиссера, а вот о ролях героинь актрисы не могли и мечтать.
Татьяна Догилева считала, что главная причина этого – в заботе отца о своей дочери, Александре Захаровой, которой доставались все главные роли. Впрочем, ради справедливости стоит вспомнить и о том, что даже свою дочь Захаров продержал в массовке 12 лет – он считал это полезной актерской школой. При этом режиссер не отпускал Алферову из театра, уговаривая подождать еще чуть-чуть – пара Абдулов-Алферова стала своеобразным брендом «Ленкома», прибавлявшим популярности театру.
«Еще чуть-чуть» актриса прождала 17 лет. Она признавалась: «У нас был замечательный театр. Однако со мной поступали, конечно, не очень честно. Но я понимала, что если смотреть на Чурикову, Пельтцер, Леонова, то в общем это тоже школа. Тогда не существовало антреприз, а уйти в никуда я боялась, вот и мучилась. Терпела и искренне не понимала, почему мне не достаются хорошие роли. Хотя танцевала лучше всех в труппе». Захаров не только не давал ей заметных ролей, но еще и очень неохотно отпускал ее на съемки, хотя в ту пору молодой актрисе поступало много предложений от кинорежиссеров.
В 1993 г. ее терпение лопнуло. Захаров сдержал слово и «из любви к Абдулову» наконец дал Алферовой одну из главных ролей в спектакле, вот только это была роль женщины-собаки с лаем вместо слов. Актриса вспоминала: «Я приступила к репетициям. Чурикова и Саша Захарова, значит, играют таких благородных красивых дам с веерами на балу, а я играю женщину, которая на балу покрывается волосами, превращаясь в собаку, и начинает истошно лаять. После этого я написала заявление об уходе из «Ленкома». К тому моменту их отношения с Абдуловым дали трещину, и в этом театре ее больше ничто не удерживало. При этом никакой обиды на Марка Захарова актриса не затаила и впоследствии всегда отзывалась о нем с большим уважением и благодарностью.
Констанция, лишенная «французской легкости»
Большинству зрителей Алферова запомнилась в образе Констанции в фильме Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера». О том, что между актрисой и режиссером изначально не было симпатии, а со временем это переросло в открытую неприязнь, в интервью не раз заявляли они оба. И у него, и у нее были на это свои причины. Режиссер видел в этой роли Евгению Симонову, а худсовет навязал ему кандидатуру Алферовой, которая, по мнению Юнгвальда-Хилькевича, была «лишена французской легкости» и обладала «глубоко славянской» внешностью (хотя Симонова внешне на француженку, если честно, тоже не сильно была похожа).
Режиссеру категорически не нравились ни ее голос, ни улыбка, ни движения, и на съемочной площадке он попросту игнорировал актрису и даже не репетировал с ней ее сцены. Вместо партнеров ей приходилось вести диалоги в кадре с пустыми стульями, коллеги с ней тоже мало общались, считая ее слишком высокомерной. А она просто не хотела принимать участие в постоянных застольях, которые, на ее взгляд, мешали работе. Единственным человеком, который ее защищал и помогал ей, был Михаил Боярский.
Юнгвальд-Хилькевич считал, что у актрисы слишком низкий голос для ее нежной героини, а потому попросил озвучить эту роль Анастасию Вертинскую. Конечно, Алферовой такое решение показалось очень несправедливым. Позже режиссер признал то, что был чересчур жесток с ней и чувствовал себя виноватым за то, что Констанции досталась только внешность Алферовой.
«Неиграющая» актриса
Опыт работы с Василием Ордынским был очень ценным не только потому, что это была ее первая настоящая школа актерского мастерства в большом кино, но и потому, что режиссер научил ее главному: нужно уметь ждать «своих» ролей, не стоит слишком часто мелькать на экранах во всем подряд. Еще тогда Ирина Алферова сделала для себя вывод, что она – «неиграющая» актриса: «Мне интересно только то, что близко, что находит отклик в душе. Я разная могу быть, но есть основа, которая неизменна. И мне важно в кино, на сцене оставаться собой и больше – искать лучшее в себе. Вот в этом смысле – да, я неиграющая актриса».
Хотя в молодости актриса упустила много шансов, ей удалось раскрыть свой творческий потенциал в зрелые годы. С 1993 г. она начала выступать на сцене репертуарного театра «Школа современной пьесы», где наконец реализовалась в полной мере: она сыграла главных героинь в спектаклях «Чайка», «Медведь», «Пришел мужчина к женщине» и «Ночь с незнакомцем».
В новом столетии Алферова продолжает сниматься в кино, хотя по-прежнему остается очень избирательной в выборе ролей – она всегда отказывалась от образов отъявленных злодеек. Ее достижения в профессии были оценены по достоинству: в 1992 г. она получила звание заслуженной артистки РФ, а в 2007 г. – народной.
***
Сегодня она чувствует себя абсолютно счастливой оттого, что ей удалось сыграть такие роли, за которые никогда не будет стыдно: Как в фильме «Снегурочку вызывали?» осуществилась мечта Ирины Алферовой.