В нашей публикации - галерея лучших эпических работ художника.
Юзеф Брандт (1841— 1915) — самый титулованный польский художник-реалист, выдающийся представитель батального направления в живописи второй половины XIX века, а также лидер сообщества польских художников в Мюнхене. Своё творчество он посвятил батальным сценам из истории Польши XVII века, а также охотничьей тематике и жанровым сценам из жизни деревень и провинциальных польских городков.
Баталист со свойственными ему эпическим размахом и огромной выразительной силой красноречиво воспроизводил на своих полотнах рыцарское прошлое Речи Посполитой, связанное с эпохой войн XVII века. Он идеализировал мир эпохи романтизма, героями которого были казаки, татары, лисовчики, спесивая шляхта и храброе рыцарство с Кресов. Основным же фоном для произведений Юзефа Брандта неизменно служила буйная природа Украины. А вот сюжеты для своих работ художник часто находил в литературе, в частности, в произведениях Винцентия Поля, Каетана Суфчинского и Богдана Залеского.
Полотна Юзефа восхищали иностранцев красочной экзотикой, а полякам напоминали о славной истории, о былом могуществе Речи Посполитой и недюжинной силе сарматского духа. Поэтому и не удивительно, что работы Брандта вдохновили его современника и соотечественника Генрика Сенкевича на написание литературных исторических трудов, вошедших в мировую сокровищницу.
Страницы из биографии художника
Родился Юзеф Брандт в 1841 году в городе Щебжешин Люблинского воеводства Польши в семье врача. Его деду по отцовской линии, профессору медицины Варшавского университета, за выдающиеся заслуги в области науки в 1824 году было пожаловано дворянство. Первые творческие шаги в рисовании маленькому Юзефу помогла сделать его мама Кристина, талантливая художница-любитель, дочь известного архитектора Фридерика Лесселя.
После смерти отца пятилетний Юзеф вместе с мамой поселились у дяди Станислава Лесселя под Радомом. В 1859 году, окончив гимназию при Шляхетском институте, поступил в парижскую Ecole des Ponts et Chausses - инженерное учебное заведение, где намеревался получить профессию инженера. Но не суждено было Брандту стать строителем мостов и дорог. В Париже судьба его свела с Юлиушем Коссаком - польским художником-баталистом, ставшим для него другом и первым учителем. Именно под его влиянием Юзеф принял решение кардинально изменить свою жизнь.
Оставив технический вуз, юноша несколько месяцев посещал мастерскую художника Леона Конье, прислушивался к дружеским советам Коссака и Генриха Родаковского. И уже осенью 1860 года вместе с Коссаком отправился в Украину на Подолье. Первая встреча с местной природой и жителями этих земель оказала решающее влияние на выбор творческой тематики будущего баталиста.
Дальнейшая же творческая карьера польского живописца развивалась в Мюнхене, куда в 1862 году отправился на учебу. Сначала он стал учеником в классе композиции Карла Теодора фон Пилоти в мюнхенской Академии художеств. Затем работал в частном ателье выдающегося баталиста Франца Адама, который оказал самое большое влияние на формирование таланта Брандта и ввёл его в светские круги. Некоторое время он также посещал мастерскую акварелиста Теодора Горшельта, где Юзефу представилась возможность пользовался великолепной коллекцией старинного военного оружия и доспехов, что помогало при создании историко-батальных сцен.
Именно во время учебы в Мюнхене художник хорошо освоил живописное мастерство и достиг творческой зрелости. Первый успех молодого художника ожидал на Всемирной выставке в Париже в 1867 году, где была представлена его картина «Битва под Хотином». Полотно вызвало большой интерес публики и французской критики, получило положительные рецензии в немецкой прессе.
В панорамной сцене со сложными пространственными планами художнику удалось довольно убедительно передать атмосферу сражения, экстремальных человеческих эмоций и стремительной динамики движения коней и всадников.
Признание публики и успех у немецких коллекционеров создали предпосылки к тому, чтобы Бранд поселился в Мюнхене навсегда. В 1870 году 29-летний живописец открыл свою мастерскую, где спустя несколько лет устроил неформальную школу живописи, где обучал молодых поляков живописи, всячески им помогал, в том числе и материально. Вскоре Юзеф Брандт и вовсе стал предводителем польского творческого сообщества в столице Баварии.
Еще один громкий успех ожидал художника в 1873 году на Всемирной выставке в Вене после показа панорамного полотна «Битва под Веной». За эту работу Брандт был удостоен ордена Франца Иосифа. В 1875-м он стал членом Берлинской академии художеств, в 1878-м - назначен почетным профессором и членом Баварской академии, а в 1881-м - получил Крест святого Михаила. Вершиной его мюнхенской карьеры стал Орден заслуг Баварской короны (1892), что означало получение дворянского и почетного рыцарского титула.
Но и на этом восхождение художника на пик славы не закончился. В 1890-м Брандт стал членом жюри Всеобщей выставки, а годом позже на выставке в Берлине получил большую золотую медаль за картину «Песнь победы». В 1893 году в Мадриде он был награжден орденом Изабеллы Католической, а на в 1898-м Брандта наградили баварским Орденом Максимилиана, в 1900-м он был избран почетным членом Академии художеств в Праге.
Однако несмотря на высокий статус Юзеф Брандт никогда не забывал о своих корнях, он всю свою жизнь отправлял свои полотна на выставки, организуемые в Польше, чем заслужил большое уважение у соотечественников.
Также живописец еще совершил несколько путешествий по Украине, каждый раз привозя оттуда множество эскизов, зарисовок и исторических артефактов, из которых со временем создал великолепную коллекцию старинного оружия, костюмов, музыкальных инструментов и прочих экспонатов. Впоследствии эти собрания он завещал польскому народу.
Накануне Первой мировой войны художник вместе с супругой вернулся в Польшу и до самой смерти в 1915 году жил в селе Ороньско близ Радома, откуда родом была его жена.
Главная особенность картин Юзефа Брандта
Немаловажную роль почти во всех работах мастера играет атмосферное изображение природы. В одних мы видим скудную, лишенную растительности землю с открытой линией горизонта, над которой высится широкое пространство неба, покрытого хмурыми тучами, что невероятно усиливает меланхолическое настроение героев, их грусть, усталость от тягот и лишений солдатской жизни.
А в других - ясное небо над бескрайними степными просторами, по которым триумфально шествуют казаки, польские рыцари или же движется свадебная процессия. Развевающиеся гривы лошадей, трепещущиеся на ветру знамена, выстрелы, звуки барабанов или музыкальных инструментов будто усиливают акустические эффекты а вместе с ними — экспрессию этих картин.
Его работы хотя и просты для восприятия, но потрясают невероятной динамикой композиции, умением тонко чувствовать цвет, виртуозным техническим исполнением.
В заключение хотелось бы отметить, что творчество Юзефа Брандта никогда не поддавалось однозначному определению. Одни критики и искусствоведы относили его произведения к реализму, другие - к традиционному, закостенелому в своих канонах академическому искусству, а третьи считали, что творчеству Брандта ближе всего особая, польская версия реализма, обогащенная сильным темпераментом и романтической по своей природе яркой фантазией художника.
К батальному жанру, который сформировался в 16 веке, обращались многие живописцы. Представляем вам увлекательный рассказ об одном из них в нашей публикации: Почему передвижник Константин Савицкий разрезал на части первый вариант картины «На войну».