Подобные истории случались и прежде, причем способом битвы за привлекательного кавалера подчас становилась дуэль. Именно та самая дуэль, о которой мы читали в романах Дюма и прочих авторов исторических романов, со смаком описывавших золотые средние века, когда слово «честь» обсуждалось не в судебных залах в присутствии адвокатов и прессы, а в уединенных закоулках с участием секундантов под лязг холодного оружия.
В те благословенные времена многие дамы владели шпагами, кинжалами или даже мечами ничуть не хуже мужчин, а их условия дуэлей иногда оказывались гораздо суровее мужских. Для француженок 16 века, например, было обычным делом драться на шпагах и кинжалах (одновременно!) с обнаженной грудью в лодке. У проигравшей стороны в такой ситуации оставалось исключительно мало шансов выжить, поскольку раненая падала в воду и не всегда была в состоянии выбраться на берег.
Самая знаменитая в мировой истории женская дуэль, которая впоследствии стала и сюжетом картины, произошла в 1552 году в Неаполе. Две дамы, Изабелла де Коррацци и Диамбра де Петтинелла, подрались на неаполитанских мечах из-за соперничества в отношении молодого человека по имени Фабио де Сересола. Что уж они в нем такого нашли, что не смогли поделить, сказать сложно. Победу одержала Диамбра де Петтинелла, Изабелла де Коррацци была ранена, но выжила. Что обо всем об этом думал прекрасный Фабио, история умалчивает.
Картина на этот сюжет была написана почти через сто лет после происшествия, что показывает, насколько это событие сильно запомнилось итальянцам. В 1630-е годы несколько известных художников получили заказ на картины из серии «История Рима», в их числе был и знаменитый испанец Хосе де Рибера, который с 1616 года время жил в Италии. Трудно сказать, сам ли он выбрал для картины такой сюжет, или это было желание заказчика, но полотно получилось довольно убедительное.
На картине изображен кульминационный момент схватки, когда Изабелла уже повержена на землю, а торжествующая Диамбра готовится нанести сопернице финальный удар. Дамы вооружены мечами (это действительно неаполитанские мечи, более легкие, и потому вполне доступные по весу для женщин) и могут защищаться щитами.
На картине поединок проходит при скоплении зрителей, среди которых выделяется испанский наместник в Неаполе маркиз Васто.
Разумеется, Рибера вовсе не имел намерения изобразить легковесную бытовую картинку из серии «их нравы», под его мастерской кистью (а он был одним из величайших представителей караваджизма) банальная бабская разборка превращается в эпическую битву между пороком и добродетелью, что было вполне в духе того времени.