Как американцы снимали кино до Голливуда: классика из автозака
583
просмотров
Томас Эдисон — изобретатель и единственный американский миллионер, принятый в Академию наук СССР. Обычно его вспоминают в связи с фонографом, телефоном и лампочкой. Но еще он известен как пионер кино, ведь именно Эдисон открыл первую в мире студию для съемки фильмов.

Ожившая картинка за пятак

Ожившая картинка за пятак Павильон с кинетоскопами: каждый из таких ящиков содержал один зацикленный сюжет

Конец XIX века стал эпохой технических новшеств. Люди начали слушать музыку дома, а не только в театре, обзавелись электрочайниками и посудомоечными машинами, пересели с лошадей на автомобили и велосипеды. Не отставала от общей моды и сфера развлечений. В 1891 году Томас Эдисон изобрел кинетоскоп — аппарат для просмотра короткометражных фильмов, или, как бы мы сейчас сказали, роликов.

Чудо-устройство напоминало ящик с окуляром сверху и лентопротяжным механизмом внутри — он по кругу, без перезарядки, крутил одну и ту же пленку длиной 50 футов. Человек, желающий насладиться шоу, бросал в монетоприемник 5 центов и приникал глазами к раструбу, а там происходила настоящая магия, ведь кинотеатров тогда еще не существовало. Перед изумленным зрителем плясали индейцы и балерины, ковали железо кузнецы, дрались петухи, гарцевали лошади, играли мышцами силачи и акробаты. Конечно, «ожившие картинки» произвели в Америке фурор, но вместе с тем требовалось регулярное производство новых фильмов. Потому что любое представление наскучивает, если смотреть его каждый день.

Изобретатель и бизнесмен Томас Эдисон

Поначалу весь материал снимали в лаборатории Эдисона в Вест-Орандже, штат Нью-Джерси. За процесс отвечал инженер Уильям Диксон — человек, благодаря которому появилась перфорация пленки и ее 35-миллиметровый стандарт. Дебютировал мастер, разумеется, с самого себя: взмахнул перед объективом шляпой да усмехнулся в усы. А дальше принялся за другую натуру, сделав в том числе первое в мире кино с участием кошек. Но чем больше возникало идей и сюжетов, тем теснее казалась лаборатория. Чтобы решить проблему, Диксон обратился к Эдисону с предложением обустроить отдельную студию.

Дом на колесах

Дом на колесах Первая киностудия Эдисона

В декабре 1892 года в Вест-Орандже развернулось строительство. Со стороны могло показаться, что рабочие возводят обычную хижину. Но то была лишь видимость, ведь в здании не было окон, снаружи его покрыли толем, а изнутри выкрасили в черный цвет. Это было нужно для того, чтобы выделить светлые человеческие фигуры в кадре. Поскольку электрическое освещение для съемки в то время не использовали, было решено ловить естественный свет. С этой целью один из скатов крыши превратили в окно, а сам дом поставили на колеса и вращали его вокруг оси вслед за движением солнца по небу.

Студия состояла из двух комнат — сцены и помещения для съемочной группы, где также размещалась камера (кинетограф). Летом внутри стояла дикая жара, усиливаемая черными стенами, а зимой сквозь огромное окно в потолке проникал холод, поэтому условия работы Диксона и компании вряд ли кто-то назвал бы комфортными. Из-за тесноты и духоты сотрудники студии дали ей имя «Черная Мария» — так называли американские фургоны для перевозки арестантов, иначе говоря, автозаки. Что до Томаса Эдисона, то он величал свое детище «конурой». В этих условиях и рождалось американское киноискусство — задолго до Голливуда.

Правда, на эпические сюжеты никто не замахивался. Что можно уместить в несколько секунд? Пленка большей длительности не годилась для кинетоскопов, ради продвижения которых и строили студию. Вот почему съемку начали с чего попроще: Диксон предложил своему киномеханику Фреду Отту вынюхать перед камерой щепотку табака. Тот так и поступил, затем чихнул — и вошел в историю. На дворе стоял 1894-й, до патентования синематографа оставался еще год, а досужие американцы уже глазели в окуляр на задорное чихание усача. Сегодня короткометражная лента «Фред Отт. Чихание» считается старейшей в Библиотеке Конгресса и первым фильмом, получившим защиту авторских прав.

Раскадровка «Фред Отт. Чихание»

Пока другие первопроходцы кино снимали быт вроде прогулки в саду или игры в снежки, Эдисон приглашал к себе актеров — от циркачей и танцоров до простых работяг. В кадре даже засветился основоположник бодибилдинга Евгений Сандов. Все эти люди не были звездами экрана в нынешнем понимании, но специально готовились к съемке, чего до той поры никто не делал. Уильям Диксон снял в доме на колесах первый в истории звуковой фильм и, судя по всему, стал отцом кинокомедии. Хотя официальное первенство в жанре — за «Политым поливальщиком» Луи Люмьера, гэг о полицейском и хулигане записали в «Черной Марии» чуть раньше. Словом, открытий на счету студии предостаточно. Почему же ее закрыли уже через несколько лет после успешного старта?

Жизнь коротка, искусство вечно

Жизнь коротка, искусство вечно Копия «Черной Марии», построенная в 1954 году для музея Эдисона в Вест-Орандже

Какими бы новаторскими ни были приемы сотрудников студии Эдисона, их все-таки ограничивал формат кинетоскопа. Прибыльная затея, принесшая только за первый год более $150 000 (на $637, вложенных в постройку «Черной Марии») и создавшая кинопрокатный бизнес в США, была нацелена на индивидуальный просмотр коротких шоу. Платишь четвертак и ходишь от тумбы к тумбе, по очереди рассматривая пять сценок. Поначалу такое развлечение действительно впечатляло, но все изменил синематограф братьев Люмьер, который открыл эру кинотеатров и больших экранов.

https://www.youtube.com/watch?v=zc0sJT1wg68

Понимая, что кинетоскопы теряют актуальность, Томас Эдисон закрыл «Черную Марию» в январе 1901 года. Вместо нее он оборудовал в Нью-Йорке просторную студию, перейдя к производству более содержательных картин для проекторов, таких как «Большое ограбление поезда», «Франкенштейн», «Алиса в Стране чудес» и «Ночь перед Рождеством». А дом на колесах в итоге снесли. Восстановить его удалось только через полвека при помощи сохранившихся чертежей. Сейчас в этой постройке работает музей знаменитого изобретателя.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится