Версия Галины Волчек
В конце 2018 года Галина Волчек рассказала в одном их своих интервью о том, как разочаровала её Чулпан Хаматова. Талантливая актриса была очень востребована, а в «Современнике» она выходила на сцену в спектакле «Двое на качелях» по одноименной пьесе Уильяма Гибсона.
Постановка «Двое на качелях» имела особое значение для Галины Борисовны, ведь именно она стала режиссёрским дебютом Галины Волчек в 1962 году. Когда через 50 с лишним лет она вернулась к произведению Гибсона, то сразу решила – Гитель будет играть Чулпан Хаматова. На роль Джерри был утверждён Кирилл Сафонов. Премьера состоялась 23 января 2015 года и впоследствии спектакль был очень успешен. А после он исчез с афиш театра из-за творческого отпуска Чулпан Хаматовой.
Как оказалось, актриса пришла к художественному руководителю «Современника» и попросила полугодовой перерыв в работе, который требовался ей из-за нервного истощения. Чулпан Хаматова дала слово Галине Волчек не сниматься в это время в кино и не принимать участия в репетициях и постановках в других театрах. Оставила она за собой право заниматься исключительно концертной деятельностью, иначе она бы просто не смогла прожить эти полгода вместе с детьми. Галина Борисовна согласилась с доводами актрисы и стала ждать её выхода на работу. А спустя месяц узнала о том, что Чулпан Хаматова репетирует в Риге и в Москве.
Галина Волчек призналась, что эта новость её ранила в самое сердце. В порыве эмоций она хотела даже вообще снять спектакль из репертуара, но после поняла, что не имеет на это морального права. Она не хотела обманывать зрителя, который полюбил спектакль, да и Кирилл Сафронов в этом случае остался бы без работы в «Современнике» Тогда на роль Гитель ввели Кристину Орбакайте, а постановка с её участием заиграла новыми красками.
Но отношения с Чулпан Хаматовой оказались полностью испорчены. Сама актриса на протяжении нескольких лет хранила молчание по этому поводу и лишь недавно рассказала свою версию тех событий.
Версия Чулпан Хаматовой
Актриса всегда относилась к художественному руководителю «Современника» с любовью и даже трепетом. Чулпан Хаматова ценила тёплое отношение Галины Волчек и старалась не злоупотреблять им. Она могла прийти на репетицию вместе с двухмесячной дочкой и поставить коляску со спящей малышкой в кабинете Галины Борисовны, положив рядом радионяню. И когда поняла, что очень устала, то попросила у руководителя тайм-аут, на протяжении которого на самом деле планировала заняться своим моральным состоянием. А после кто-то сообщил Галине Борисовне о том, что её любимица якобы приступила к репетициям в другом театре.
Чулпан Хаматова признаётся: в то время на самом деле были планы, связанные с постановкой в Латвийском театре спектакля «Горбачёв». Но поездка была запланирована на гораздо более поздний срок, чем об этом сообщили Волчек. Кто-то позаботился о том, чтобы оговорить актрису. Тем более, в то время все в окружении Галины Борисовны знали, сколь ранима на самом деле «железная леди». Она принимала подобные вещи очень близко к сердцу, отчаянно переживала и на самом деле сильно обижалась.
Когда же Чулпан Хаматова увидела интервью Галины Борисовны Владимиру Познеру, то была поражена. Всё, что говорила худрук «Современника», было нагромождением ничем не подтверждённых слухов. Ей было стыдно, она была огорчена, но при этом понимала: любые оправдания будут в этом случае бессмысленны.
Галина Волчек всегда прислушивалась к мнению коллег, с чуткостью и пониманием относилась к актёрам, а кто-то целенаправленно оговорил Чулпан Хаматову, будучи уверен в негативном влиянии изначально лживого известия о репетициях Хаматовой на других площадках. И это в то время, когда пресловутая поездка в Латвию должна была состояться лишь спустя два года!
При этом Чулпан Хаматова подчёркивает: она прекрасно понимает чувства и эмоции Галины Волчек. Она и сама переживает, когда кто-то не сдерживает своих обещаний. Но та ситуация не имеет никакого отношения к любви, всегда существовавшей между легендарным худруком и самой актрисой. И любовь эта никуда не денется до конца жизни Чулпан Наилевны.
Жаль только тех драгоценных часов и минут, которые могли быть потрачены на тёплое общение и продуктивную работу в театре.
***
Галина Волчек, настоящая железная леди и человек с огромным сердцем, начинала службу в театре с Олегом Табаковым, Олегом Ефремовым, Игорем Квашой и Евгением Евстигнеевым. Она получила Госпремию СССР, когда ей было всего 33 года. Многие лучшие театральные роли Валентина Гафта, Марины Нееловой, Елены Яковлевой, Чулпан Хаматовой, Сергея Гармаша получились благодаря Волчек. И именно под её руководством «Современник» первым из зарубежных театров получил престижную американскую премию «Драма Деск».