«Меня зовут Луиза Буржуа. Я родилась 25 декабря 1911-го в Париже. Все мое творчество на протяжении последних 50 лет, сюжеты моих работ - все берет свое начало в моем детстве», – так писала она сама о себе.
Все ее скульптуры можно назвать отражением детских комплексов и психоаналитической теории Фрейда. По словам самой Буржуа, все это – лишь попытка справиться с эмоциями:
«Мои эмоции несоразмерны с моими габаритами. Не одни эмоции, а их сила - она просто невыносима для меня. Поэтому я отдаю их энергию скульптурам»
Детство Луизы Буржуа прошло во французской провинции. Ее отец открыто изменял матери с гувернанткой. Неудивительно, что это стало для маленькой впечатлительной девочки настоящей драмой, отложившей отпечаток на всю жизнь и творчество. Она ненавидела отца, и после смерти матери даже пыталась покончить с собой – настолько невыносимой казалась жизнь с «предателем».
Она училась в Сорбонне и одновременно занималась в художественных студиях, развивая свой талант. Девушка была знакома с великим скульптором Константином Бранкузи, а знаменитый кубист Фернан Леже давал ей уроки, и именно он подтолкнул Буржуа к занятию скульптурой.
В начале своей карьеры Луиза занималась графикой и живописью. Серия Femme Maison (1945—1947) представляет собой размышления художницы о роли женщины в семье, которую она интерпретирует по-своему. По словам Буржуа, эти работы пародируют сюрреализм, который представлял женщину как конструкцию. Буржуа можно считать одной из первых пропагандисток феминизма.
В первых скульптурах Луизы чувствуется влияние художников, обучавших ее искусству, а также архаических народных скульптур. Часто она вырезала их из дерева.
К этому периоду относится одна из самых известных ее скульптур «Слепой, ведущий слепого» (The Blind Leading the Blind, 1947). Это конструкция из 20 деревянных подпорок розового цвета, которые сужаются книзу, а вверху соединяются чем-то вроде непрочного мостика-стяжки. Работа удивляет своей простотой и кажущейся неустойчивостью. Сама Луиза говорила, что скульптура просто отражает её детское желание спрятаться под столом во время обеденных семейных скандалов.
Луизу Буржуа принято относить к числу художников-постсюрреалистов. Они не объединялись в группы, как представители других направлений, не создавали манифестов и деклараций. Но среди них выделяют нескольких, проявлявших большой интерес к телу как олицетворению «темной стороны» жизни. К ним можно отнести и Буржуа, что ясно чувствуется в еще одной ее известной работе – «Девочка» (Fillette, 1982).
Скульптура представляет собой гигантский латексный фаллос, раскачивающийся на крюке мясника. Эта шокирующая скульптура несет в себе ироничную функцию: так художница переосмысливает традиционный статус мужчины, снова обращаясь к феминизму. Основание скульптуры может казаться и мужскими семенниками, и женской грудью, и женскими бедрами. Этот возбужденный орган подвешен на крюке словно для того, чтобы быть нарезанным. Так, соединяя противоположности, Луиза Буржуа в очередной раз интерпретирует свою детскую травму и эпатирует публику.
Своего рода эмоциональным апофеозом всего творчества Буржуа можно назвать работу «Разрушение отца» (Destruction of Father, 1974). Странно, как личность одного человека – собственного отца – стала для художницы одновременно и главным кошмаром всей жизни, и сильнейшим вдохновением.
«Я начала заниматься искусством, потому что оно отгораживало меня от тяжелых обеденных разговоров, когда мой отец рассуждал, какой он добрый и замечательный. Я брала белый хлеб, смачивала его слюной и лепила фигурку отца. Когда фигурка была готова, я начинала отрезать ее руки и ноги ножом»
Маленькая Луиза выросла, стала художницей с большим именем и продолжила «расчленять» отца, но уже другим способом.
Скульптура «Разрушение отца» похожа то ли на пещеру, то ли на печь с румянящимися булочками. Множество фигур окружают жертвенную плиту, на которой разбросаны части тела. Так сильнейшая ненависть к отцу, идущая из детства, выражается в уже зрелом творчестве Буржуа.
В 1990-е годы начинается новый период творчества, который носит название «клетки». Художница была озабочена поиском такой формы искусства, которая бы позволяла «войти» в художественное пространство, взаимодействуя с ним. Так появилась работы, конструкции которых были сложнее, чем просто скульптуры, и помогали ей изолировать опыт собственных переживаний.
«Опасный проход» (Dangerous Passageway, 1997) представляет собой длинный, похожий на тюремный, коридор, который проходит вдоль камер с образами прошлого и устройствами для пыток. «Клетка» (Cell (Choisy), 1990—1993) выглядит как гильотина, над которой размещена мраморная скульптура дома.
Луиза Буржуа – потрясающе яркий пример художника, черпающего вдохновение в своих эмоциях и личных переживаниях. Практически исключив внешний мир из своего творчества, она создавала работы, вызывающие большой отклик – если не принятие, то резонанс и обсуждение. Для широкой публики Буржуа вряд ли когда-то будет понятной: в изображении половых органов не принято видеть красивое. Но, зная предысторию, практически любую работу художницы можно разгадать. Да, смысловая наполненность в них примерно одна и та же, но художественность, с которой выполнены эти скульптуры, удивляет.
«Нужно каждый день избавляться от своего прошлого или принять его. Если же это не получается, нужно становиться скульптором»
© Луиза Буржуа.