Как музыке удалось получить над нами власть
661
просмотров
Музыки не должно быть. Она совершенно бесполезна для выживания и продолжения рода. Однако музыка существует и завораживает людей. Как бессмысленным звукам удалось получить над нами такую власть?

Представьте: Европа, 37 тысяч лет назад, разгар очередного ледникового периода. Мерзлая земля покрыта толстым слоем снега, животные прячутся от холода по своим норам, еды и шкур не достать, костер в пещере еле теплится. Но вместо того чтобы отправляться на охоту, человек сидит на заиндевелой кочке и каменным ножом проделывает в мамонтовом бивне дырочки. Это трудная работа, на нее уходит много часов. Наконец усилия приносят результат: в руках человека оказывается 19-сантиметровая… дудочка!

В 2012 году археологи из Университета Тюбингена собрали ее из 31 осколка во время раскопок в пещере Гайсенклёстерле на территории сегодняшней Германии. Раньше там же нашли еще две дудочки, изготовленные из лебединых костей. Это самые древние известные ученым музыкальные инструменты, и они доказывают, что наши предки тратили массу времени и усилий на музыку даже тогда, когда собственно выживание было очень непростой задачей. И этот факт долго ставил в тупик исследователей.

Сегодня, когда у людей в развитых странах нет сложностей с тем, чтобы добыть пропитание и обеспечить кров над головой, они могут позволить себе бессмысленные занятия. Бессмысленные — с точки зрения выживания и возможности «протолкнуть» свои гены в череде поколений. Музыка для этого совершенно бесполезна: она не дает калорий, тепла, не способствует размножению и не снижает шансы быть съеденным хищниками. Другими словами, музыка не предоставляет людям эволюционных преимуществ, более того, она даже уменьшает их, так как человек, музицируя, не может заниматься необходимыми для выживания делами.

Истинное удовольствие

К разгадке существования музыки удалось приблизиться с появлением «продвинутых» технологий исследования мозга. Когда ученые помещали добровольцев в томограф — прибор, показывающий, какие зоны активизируются во время той или иной деятельности, — и ставили им любимые мелодии, оказалось, что мозг испытуемых реагирует на звуки так же, как на еду, секс или прохладную воду в жаркий день. То есть люди ощущали удовольствие.

С точки зрения биохимии удовольствие — вполне конкретный процесс, сопровождающийся возбуждением определенных областей мозга и выделением нескольких особых веществ. Ученые называют такие вещества нейромедиаторами, и это своеобразные биохимические «винтики», которые передают приказы из одной части мозга в другую. За удовольствие отвечает не так уж много нейромедиаторов, и главные из них — дофамин и эндогенные (то есть синтезируемые внутри организма) опиаты. Дофамин дарит нам чувство приятного возбуждения, предшествующего вожделенному событию, а опиаты обеспечивают собственно ощущение удовольствия.

В 2017 году исследователи из канадского Университета Макгилла дали нескольким добровольцам налтрексон — вещество, мешающее эндогенным опиатам выполнять свою работу. Приняв препарат, участники опыта включили любимую музыку, от которой обычно у них появлялись мурашки, а по спине бежал холодок — это совершенно научные симптомы, которые часто оценивают в лабораторных тестах. К удивлению добровольцев, в этот раз им не удалось получить от мелодий привычного кайфа: ощущения от прослушивания оказались весьма сдержанными. У испытуемых из контрольной группы, которым давали плацебо, никаких проблем с мурашками не возникло. Точно такой же эффект налтрексон оказывает, если принять его перед едой, занятиями любимым видом спорта или просмотром эротических видео: не давая эндогенным опиатам передать их «приказы», он делает привлекательные мероприятия пресными. Опыт канадских ученых доказывает: музыка дает нам «настоящее» удовольствие, такое же, как эволюционно важные еда и секс.

Музыка отвлекает от неприятных ощущений в теле, позволяя бежать или крутить педали дольше

Генезис: чистая случайность

Сегодня ученые полагают, что музыка (и любовь к ней) появилась во многом случайно. Наш мозг хорошо умеет различать изменения частоты звуков — именно так мы передаем эмоции в речи, которая возникла примерно 195 тысяч лет назад и была критически важна для выживания. Еще мы любим повторяющиеся элементы, в том числе звуковые, потому что они дают ощущение безопасности. Наконец, человеческое ухо и мозг отлично распознают звуки природы: опять же это было необходимо для выживания. Музыка зачастую имитирует как раз такие звуки, поэтому, слушая ее, мы с готовностью рисуем в голове картины. Сочетание всех этих факторов и позволило родиться музыке, причем именно у людей: у животных, в том числе у обезьян, не хватает ресурса оперативной памяти, чтобы удерживать в голове сложную последовательность звуков.

По воле рока

«Выключи уже свой гадкий рейв, почему ты не слушаешь нормальную музыку?!» — в отчаянии кричат родители подросткам. Пытаясь исправить чудовищный, по их мнению, вкус, папы и мамы отдают детей в музыкальную школу и насильно водят на концерты в филармонию. Чаще всего результатом становится стойкая ненависть к «правильной» классике. Потому что, как показывают недавние исследования, пристрастие к определенному типу музыки во многом определяется не воспитанием, а базовыми чертами личности, которые достаются человеку от рождения.

Когда ученые помещали добровольцев в томограф, мозг испытуемых реагировал на звуки так же, как на еду, секс или прохладную воду в жаркий день

В 2018 году группа исследователей из нескольких университетов, в том числе Кембриджа и Стэнфорда, установила, как любовь к тому или иному жанру коррелирует с выраженностью качеств из «большой пятерки» — основных характеристик, определяющих личность. К ним относятся открытость новому опыту, добросовестность (она же сознательность), экстраверсия, доброжелательность и нейротизм (эмоциональная неустойчивость). Ученые выяснили музыкальные вкусы 22 тысяч человек и параллельно попросили их заполнить личностный опросник. Анализ полученного гигантского массива данных выявил, что в характере любителей сложной музыки доминирует открытость новому опыту. А люди, предпочитающие незатейливые мелодии, чаще всего оказываются выраженными экстравертами.

Эти взаимосвязи неслучайны. Например, люди, открытые новому опыту, хорошо воспринимают неожиданные повороты сложной музыки, потому что их мозг умеет «извлекать» дофамин даже из непривычных мелодий. Консерваторы предпочитают известные паттерны, все новое вызывает у них дискомфорт. Другими словами, различные типы музыки лучше резонируют с теми или иными чертами характера, что и определяет пристрастия человека. Косвенно эти выводы подтверждаются данными ученых из Центра изучения фарма- и наркозависимости в итальянской Парме. Они выяснили, что люди с ярко выраженной чертой под названием «поиск новых ощущений» реагируют на мелодии в стиле техно повышенной выработкой гормонов и нейромедиаторов, в том числе предшественника адреналина. Люди такого типа постоянно стремятся к этому состоянию возбуждения, и техно-музыка позволяет в него войти.

Слушатели незатейливых мелодий — экстраверты, а в характере любителей сложной музыки доминирует открытость новому опыту

Детали: если нет любви в твоей голове

По данным исследований, около 3–5% людей практически никогда не слушают музыку, потому что не получают от нее удовольствия. В 2016 году международный коллектив ученых опубликовал в журнале PNAS результаты исследования таких необычных представителей рода Homo. Добровольцев помещали в томограф и давали слушать самые разные композиции. Оказалось, что у равнодушных к музыке очень слабо развиты связи между слуховой корой, ответственной за распознавание и обработку звука, и зонами, дающими нам удовольствие. Поэтому даже в самых «мурашечных» местах такие люди оставались спокойными. А вот обладатели большого количества связей между этими областями мозга, напротив, отличаются гиперчувствительностью к музыке.

Сплошная польза

По данным Международной федерации производителей фонограмм (IFPI), в 2016 году общемировой доход от продажи аудиозаписей составил 17,3 миллиарда долларов — в 1,6 раза больше, чем было выделено на образование в России в 2018 году. И эта цифра на 8,9% превышает данные за 2016 год. IFPI учитывает только легальные продажи, и, скорее всего, на пиратских сайтах люди скачали контента как минимум на ту же сумму. Обещая не подкрепленное эволюционными надобностями удовольствие, музыка заставляет нас тратить огромные деньги и уйму времени. Но, оказывается, сочетание звуков разной тональности дает нам не только эгоистичное наслаждение — от них есть и практическая польза.

1. Обезболивание — такой эффект обеспечивают эндогенные опиаты, которые выделяются в нашем мозге, когда мы слушаем музыку. Ученые из медицинской школы при Университете Ксаверия в Боготе решили проверить, хватит ли анальгезирующего эффекта от музыки, чтобы унять реальную боль от операций. Были проанализированы данные десятков исследований, в которых пациентам предлагалось слушать любимые мелодии после хирургического вмешательства. Ученые пришли к выводу, что на полноценную замену обезболивающим таблеткам музыка не тянет, но снизить с ее помощью дозу препаратов вполне можно.

2. Увеличение работоспособности — музыка действительно может обеспечить большую производительность, но не у всех. В 2002 году исследователи из Университетского колледжа Лондона выяснили, что даже тихая музыка вызывает корковую активацию, то есть усиливает общую активность коры головного мозга. Такое «приподнятое» состояние является оптимальным для экстравертов, а вот у интровертов идеальный уровень активации ниже. Поэтому людям, склонным к замкнутости, музыка будет мешать работать, а любителям шумных компаний, наоборот, помогать.

3. Повышение выносливости — для занятий спортом, особенно скучным или изматывающим, музыка будет лучшим дополнением. Многочисленные исследования показывают, что под любимые биты бегуны и велосипедисты преодолевают большую дистанцию и эффективнее используют кислород. Как полагают ученые, одна из причин улучшения показателей — как раз то самое приподнятое состояние, которое дает музыка. Свою роль играет и дофамин, выделяющийся при прослушивании любимых треков. Именно этот нейромедиатор ответственен за нашу мотивацию, и, таким образом, музыка непреднамеренно увеличивает решимость достичь цели. Наконец, эмоционально заряженная музыка отвлекает нас от неприятных ощущений в теле, позволяя бежать или крутить педали дольше.

История: палеозвуки

Музыкальные инструменты появились у людей раньше, чем большинство благ цивилизации вроде колеса или плуга.

43 000 лет — неандертальская флейта;

40 000 лет — палеолитический литофон;

32 000 лет - флейта из Франции;

20 000 лет — идиофон из Франции;

4600 лет - серебряная лира из Южного Ирака.

Неандертальская флейта
Палеолитический литофон
Флейта из Франции
Идиофон из Франции
Серебряная лира из Южного Ирака

Ноль калорий

Ноль калорий

Главная проблема с удовольствиями в современном мире в том, что, давая сиюминутное наслаждение, в долгосрочной перспективе они мешают нашим жизненным планам. Сладкая и жирная еда портит фигуру и увеличивает риск опасных заболеваний. Излишнее влечение к сексу заставляет людей искать удовольствия на стороне, разрушая семьи. Люди эволюционно запрограммированы очень сильно желать этих вещей, ведь в прошлом они встречались редко (особенно еда), и при помощи вожделения природа заставляла нас прикладывать максимум усилий, чтобы заполучить их. Сегодня вызывающие желание стимулы окружают нас повсюду, к ним добавились и «неестественные» соблазны вроде распродаж или соцсетей. Музыка же дарит чувство удовольствия, но не несет вредных последствий ни для здоровья, ни для семьи.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится