О том, что Николай станет актером, никто из его родных и подумать не мог – он родился в многодетной крестьянской семье, в селе Сартынья Тюменской области. У него было 3 старших сестры, и когда 1 апреля 1945 г. наконец родился мальчик, его отец так долго праздновал это долгожданное событие, что добрался в райцентр для оформления документов на новорожденного только 20 апреля. Там записали приблизительную дату рождения – 16 апреля. С тех пор свой день рождения Николай Мерзликин отмечал дважды в году.
О своем детстве Николай рассказывал: «Мама была беременная и пропалывала грядку, когда почувствовала, что начались схватки. Я родился под стреноженной лошадью в самом конце огорода. Мои первые семь лет жизни протекали в старом деревенском доме в Тюменской области, под Салехардом. Хорошо помню наш дом и наше село. Это – тайга, север. Помню, как мы коров перевозили через реку, туда, где пастбище получше. Перевозили в лодках, держали за ноги, чтобы испуганные животные не перевернули их». Всего детей в семье было шестеро, Николай был старшим сыном, а потому с детства был главным помощником отца. Когда ему было 10 лет, они перебрались на Урал, где мальчик помогал отцу строить дом. Но самым ярким его впечатлением от жизни на Урале стало приобретение баяна, на котором он научился играть, а потом работал баянистом в пионерлагере.
После окончания школы Николай уехал в Свердловск, где поступил в медицинский институт, но проучился там всего год. Поняв, что мечтает на самом деле он только о том, что выступать перед людьми, Мерзликин отправился штурмовать столичные театральные вузы. Его приняли в ГИТИС, но впервые на экранах он появился благодаря… службе в армии! Когда Николай служил связистом, на него обратил внимание директор фильма «Рано утром». Именно таким режиссер Татьяна Лиознова и представляла главного героя своей мелодрамы о сироте Алеше, оставшегося после ухода родителей с маленькой сестренкой на руках.
Этот фильм в 1966 г. посмотрело больше 17 млн зрителей, и к дебютанту пришла первая популярность. Самой высокой оценкой его дебютной работы для Мерзликина была реакция его матери. Когда она впервые увидела сына на экране кинотеатра, то настолько поверила его герою, заявляющему о том, что не отдаст сестру в детдом и воспитает ее сам, она вскочила и заявила на весь зал: «Вот и правильно, сыночек! Не отдавай сестренку в детский дом, воспитывай сам! Отец скоро 13-ю зарплату получит, мы вам подкинем денежек, поможем!». Во время службы в армии Николай Мерзликин снялся еще в двух фильмах – «Человек, которого я люблю» и «Зося». Командование беспрепятственно отпускало его на съемки, гордясь успехами такого талантливого «бойца». Начальник рапортовал, что солдаты его части «не только служат, но снимаются в кино, занимаются музыкой».
За весь свой творческий путь Николай Мерзликин сыграл около 80 ролей в кино, среди которых были главные роли в фильмах «Суровые километры», «В Москве проездом…», «Самый сильный», «Без права на ошибку», «Букет фиалок» и др. Кроме актерского образования, у Николая было еще и режиссерское, которое он получил в Киевском театральном институте. Там же, в Киеве, он был режиссером местного ТЮЗа, главным режиссером Театра-студии киноактера при киностудии им. А. Довженко, главным режиссером Киевского молодежного театра.
Во времена перестройки ролей предлагали все меньше, да и в кино и театре нового времени Мерзликин не видел себе места. Он считал себя «артистом старой школы», о чем говорил: «В моей жизни присутствует ощущение жестокости. Сейчас очень тяжело быть актером. Для нас, артистов старшего поколения, искусство – это старый МХАТ, это старый Малый театр, это старый Театр имени Маяковского или старый Театр Моссовета. Наверное, мы просто учились у выдающихся педагогов: Грибова, Яншина, Хмелева, Москвина, а их повторить нельзя. И как бы Табаков ни был гениален, он – Табаков. Прихожу сейчас во МХАТ, и меня эти спектакли не трогают. Когда стали перелопачивать всю классику, когда в Театре современной пьесы стали делать из «Чайки» Чехова оперетту, я понял, что не могу на это смотреть».
У красавца-актера всегда было много поклонниц, но всю жизнь он прожил в браке с единственной женщиной, с которой, по его словам, они «вечером познакомились, а на следующий день поженились». У супругов родилась дочь Ксения. Своим домом и семейным уютом Николай Мерзликин очень дорожил, о чем говорил: «Дом для меня – это Женщины. Это моя жена и это моя дочь. Они – хранительницы существования всего, что есть в этом доме. Я все время уезжаю, приезжаю: у артиста жизнь почти кочевая. Если дырку пробить в стене, картину повесить, перетащить что-то, проводку починить – это конечно, моя работа. Ну, а создать уют и всю эту красоту, которую вы видите, – это они. И я этот дом обожаю».
И в изменившемся мире Николай Мерзликин смог найти занятие по душе, которое приносило ему огромную радость, – он играл Деда Мороза на новогодних представлениях в спорткомплексе «Олимпийский». Актер был настоящим красавцем – высокий (почти под 2 метра!), статный, с громогласным голосом, он очаровывал и детей, и их родителей. В таком образе он появлялся на протяжении 20 лет, до самого своего последнего дня. 3 января 2007 г. Николай в очередной раз выступил на детском празднике и вернулся домой. Внезапно ему стало плохо, он вызвал «скорую». Но врачи не успели его спасти – актер скончался от сердечного приступа. Ему был всего 61 год.