Храм для трезвенников
В конце позапрошлого века в этой части Петербурга, на Обводном канале, селились рабочие железной дороги и местных заводов. Здесь были непрестижные бедные кварталы, на пыльной набережной располагались кабаки – чуть ли не единственное развлечение местного населения, не считая кулачных боёв.
Желая отвлечь местный народ от пьянства, Общество религиозно-нравственного просвещения написало властям ходатайство о выделении участка земли под строительство храма.
Просьба была удовлетворена, и 1894 году возле Варшавского вокзала появилась деревянная церковь Воскресения Христова – ее перенесли сюда с Николаевской улицы. Работами по разборке и переносу руководил протоиерей Михаил Соколов, автором проекта стал архитектор С.П. Кондратьев.
Закладка храма стала для местных жителей важным событием. Из разных частей города к Варшавскому вокзалу одновременно прибыли крестные ходы, образовалась большая толпа. Верующих встретил епископ Костромской и Галичский Виссарион. При огромном скоплении народа на месте будущего престола была укреплена закладная доска.
Храм собрали очень быстро и сразу открыли для прихожан. Помимо богослужений, батюшки проводили с рабочими беседы о вреде алкоголя, здесь устраивались духовные чтения и, надо сказать, новый храм стремительно приобрёл популярность. Четыре года спустя силами настоятеля храма, отца Александра Рождественского, здесь было организовано Александро-Невское общество трезвости – более масштабная организация, чем прежняя. На территории храма открыли церковноприходскую школу и библиотеку, здесь также занимались пением. Постепенно возникла необходимость построить более крупный, уже каменный храм, ведь деревянный уже не вмещал всех прихожан-трезвенников.
Каменный храм Воскресения Христова был заложен летом 1904 года, в честь десятилетия бракосочетания императора и его супруги Александры Феодоровны. Николай II лично утвердил проект нового здания и дал на строительство 25 тысяч рублей.
Купца возвели в генералы
Бесстолпный храм строили по проекту архитектора Германа Гримма при участии его коллег Густава фон Голи и Андрея Гуна. Здание возводилось с таким расчетом, чтобы в него могло вместиться четыре тысячи человек. Храм имел большой сферический купол и железобетонный свод. Как писало в 1905 году издание «Зодчий», это был первый опыт применения в России железобетона при возведении церковных куполов столь больших размеров.
Внутри храм получился очень светлым, а снаружи – нарядным: фасады облицованы кирпичном, а наличники и шатер – песчаником. В архитектуре здания удачно сочетались модерн и традиционный русский стиль.
Здание построили быстро. В мае 1906 года на шатровую колокольню подняли тысячепудовый колокол. В память об основателе Общества трезвости, настоятеле храма, который к этому времени уже скончался, колокол был назван «Отец Александр».
Отделку храма завершили в 1913-1914-х годах, после чего была завершена внутренняя масляная роспись, основой для которой послужили картоны, используемые при создании мозаики Спаса на Крови (автор росписи – профессор Перминов).
Возводился храм на народные деньги, и жертвователей было достаточно, но основную лепту внес известный купец-меценат Дмитрий Парфенов. Он взял на себя ответственность за строительство и довел дело до конца, несмотря на сложные для страны времена (шла война), за что император впоследствии возвел его в генералы, минуя промежуточные «ступени».
После открытия храма здесь разместилась типография. Трезвенники издавали три журнала, сотни тысяч книг, брошюр, агитационных листовок, которые щедро раздавали горожанам. Борцы с пьянством регулярно вели беседы с прихожанами, наставляя их на путь трезвости, как на территории храма, так и проповеднических пунктах.
В начале XX века в Обществе трезвости (впоследствии оно стало называться братством) состояло уже более 70 тысяч человек. При организации работали кружки и детские сады для детей православных трезвенников, функционировали хоры. У главной святыни храма, иконы «Неупиваемая чаша», люди молились об избавлении от пьянства – за себя или своих близких. В храме регулярно служили соответствующие молебны, а ежегодно 19 декабря, в день св. Вонифатия (покровителя людей, решивших избавиться от алкогольной зависимости) совершали торжественные архиерейские богослужения. Каждый год церковь посещало около миллиона верующих.
К 1917 году в ряды организации трезвенников, организованной при храме, вступили уже более 140 тысяч жителей России...
«Очень удачная вышка»
Все изменилось с приходом революции. В 1918-м Общество (братство) трезвости упразднили. Большевики разграбили храм, и в 1930 году он был закрыт. В помещениях утроили склад и кинотеатр, а на колокольне открыли… парашютную площадку ОСОАВИАХИМа. В храм снова потянулись горожане, но теперь уже не за духовной пищей, а за острыми ощущениями.
Как писал в те времена некто Н. Сергеев в газете «Гудок», в первые дни после открытия вышки прыгнуть с нее с парашютом рискнули более ста человек. Говоря о ее достоинствах, автор цинично замечал, что это, пожалуй, лучшая вышка в Ленинграде и что она устроена очень удачно: мол, посетитель сначала поднимается по пологой лестнице, не чувствуя высоты и не испытывая боязни пространства, а поднявшись и очутившись на открытой площадке, сразу оказывается перед необходимостью прыгнуть.
В советские годы в разорённом храме также размещались службы трамвайного парка.
Общество трезвости возродилось
Богослужения в храме Воскресения Христова возобновились только в 1990 году. В настоящее время здесь, как и прежде, ведет активную деятельность движение трезвенников. Как указано на сайте храма, члены общества трезвости собираются по понедельникам после чтения вечернего акафиста «Неупиваемая Чаша» в аудитории № 122 приходского дома.
Несколько лет назад в храме начали проводить реставрацию, часть работ завершена.