Как русские художники изображали Христа
1,014
просмотров
Русские художники самого разного толка неоднократно обращались к личности Христа. Причем многих он интересовал не только как Бог, но и как обычный человек.

1. Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837—1857

1. Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837—1857

Над этой картиной художник работал в течение 20 лет. Ее масштабы (5.4 × 7.5 м) не позволяли выставить ее ни в одном зале Третьяковской галереи, так что пришлось даже сделать небольшую пристройку. 

2. Карл Брюллов. Христос во гробе. 1840-е

2. Карл Брюллов. Христос во гробе. 1840-е

С этой картиной связан громкий скандал. Брюллов написал ее по заказу одного графа, который вывез ее в Германию. После смерти владельца творение передали в один из православных храмов в Европе, на ней не было подписи и никто не знал, что это шедевр.

В 2002 году община церкви продала картину коллекционерам, которые вывезли ее на экспертизу в Русский музей. Там признали авторство Брюллова и ФСБ конфисковало ценное произведение искусства. Правда, верховный суд постановил вернуть картину владельцам-коллекционерам.

3. Николай Ге. Тайная вечеря. 1863

3. Николай Ге. Тайная вечеря. 1863

Николай Ге писал много религиозных сюжетов, особенно известен его «Страстной цикл», повествующий о последних днях жизни Христа, распятии и воскресении. Художник отходит от канонов в изображении последней трапезы Христа с учениками. Критики ругали Ге за неубедительность, но картину купил император Александр II, и сейчас она хранится в Русском Музее в Петербурге.

4. Иван Крамской. Христос в пустыне.1872

4. Иван Крамской. Христос в пустыне.1872

Одно из самых известных изображений Христа в русской живописи и одна из первых попыток показать его как человека. Он не святой, которого искушают со всех сторон злые силы, он обычный сомневающийся человек. Особенно искусствоведы отмечают центр картины - собранные в замок напряженные руки Христа.

5. Василий Поленов. Христос и грешница. 1888

5. Василий Поленов. Христос и грешница. 1888

Эту картину Поленов считал работой всей жизни. Для того, чтобы правдоподобно изобразить и Христа и пейзажи Иудеи, художник несколько лет путешествовал по Ближнему Востоку и делал десятки эскизов и зарисовок. Основная задача была показать Христа как обычного человека.

6. Василий Поленов. Исполнялся премудрости. 1896—1909

6. Василий Поленов. Исполнялся премудрости. 1896—1909

Позже напишет целую серию картин «Из жизни Христа», проследит его путь от мальчика, который набирается мудрости у старейшин - и до Нагорной проповеди, когда он сам принимается учить.

7. Иван Айвазовский. Крещение. 1890-е

7. Иван Айвазовский. Крещение. 1890-е

Мы привыкли видеть у Айвазовского сплошное море, шторм и корабли. Но и он не прошел мимо религиозных сюжетов.

8. Николай Ге. Что есть истина? 1890

8. Николай Ге. Что есть истина? 1890

Еще одно дерзкое отхождение от традиций религиозной живописи Ге продемонстрировал в сюжете разговора Христа с Понтием Пилатом после ареста. Ге помещает сына божьего во тьму (когда обычно он светится), а также изображает потрепанным, невыразительным и даже жалким. В то время как Пилат явно выглядит победителем.

9. Архип Куинджи. Христос в Гефсиманском саду. 1901

9. Архип Куинджи. Христос в Гефсиманском саду. 1901

Куинджи более всего известен как пейзажист и его картины можно отличить по невероятной работе со светом. В этой библейской композиции он подсвечивает Христа лунным сиянием, противопоставляя тьме вокруг него.

10. Илья Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871

10. Илья Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871

Это дипломная работа на заданный сюжет, которую Репин писал в Академии Художеств. Художнику удалось передать напряженный момент за секунду до того, как случится библейское чудо воскрешения. За картину, кстати, он получил золотую медаль. Позже образ Христа эволюционирует у Репина до более реалистичного и даже постимпрессионистского.

11. Михаил Врубель. Христос в Гефсиманском саду. 1887–1888

11. Михаил Врубель. Христос в Гефсиманском саду. 1887–1888

Известный изображением темных демонов, модернист Врубель писал и святых духов, пророков и даже расписывал храмы. В Третьяковской галерее в Москве хранится вот такой угольный рисунок художника.

12. Михаил Нестеров. Святая Русь. 1901-1906

12. Михаил Нестеров. Святая Русь. 1901-1906

Михаил Нестеров также много расписывал храмы и оставил многочисленные эскизы на библейские сюжеты. Из-под его кисти выходили архангелы, Богоматерь, святые, монахи и конечно, Иисус Христос. На его программной работе “Святая Русь” Спаситель благословляет нуждающихся и страждущих русских.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится