А вот против экранизации своей пьесы «Пять вечеров» драматург категорически возражал – ему самому она казалась слабой и устаревшей. Но режиссер Никита Михалков настоял на своем, хотя для этого и ему, и актерам Людмиле Гурченко и Станиславу Любшину пришлось пойти на риск…
Летом 1978 г. Никита Михалков был занят работой над первой частью фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». Когда отсняли летнюю натуру, съемки нужно было отложить до зимы. Съемочную группу в таком случае пришлось бы распустить, и не было никаких гарантий того, что через несколько месяцев ее удастся вновь собрать в том же составе. Чтобы этого не случилось, а простоя в работе не возникало, оператору Павлу Лебешеву пришла смелая мысль: использовать эту паузу для того, чтобы снять еще один фильм. Олег Табаков поддержал эту идею и предложил взять за основу готовую пьесу, чтобы на создание сценария ушло меньше времени. «Пять вечеров» Александра Володина казались идеальным вариантом: действующих лиц немного, массовки нет, натурных съемок тоже – действие происходит в трех квартирах, да еще в ресторане и на почте.
Идея снять фильм за 25 дней казалась абсолютно неосуществимой – тогда никто не снимал кино в столь сжатые сроки. Когда на «Мосфильме» узнали о намерении Михалкова снять между двумя сериями «Обломова» еще один фильм, поначалу с режиссером не хотели даже разговаривать по этому поводу. Судьбу фильма неожиданно решила существовавшая в те времена система государственного планирования: одна из киностудий не справилась с запланированными съемками, годовой план находился под угрозой срыва, и показавшаяся сначала абсурдной идея Михалкова теперь выглядела спасительной. Ему даже пообещали дать во всем «зеленый свет» и разрешили утвердить всех актеров без проб. Дело оставалось за малым – получить согласие драматурга на экранизацию его произведения.
Пьесу «Пять вечеров» Александр Володин написал еще в 1959 г. Сам он ее не оценивал высоко и, читая ее в Большом драматическом театре, постоянно прерывался и говорил: «Извините, там очень бездарно написано. Я вот это исправлю, и это исправлю…». Тем не менее спектакль по этой пьесе поставили, и хотя у зрителей он пользовался успехом, мнения критиков разделились: кто-то поздравлял драматурга с успехом, а кто-то обвинял его в пессимизме, искажении действительности, «узком бытописательстве», «мелкотемье» и «нездоровом интересе к маленьким людям и неустроенным судьбам».
Когда Володин узнал о намерении Михалкова снять по «Пяти вечерам» фильм, эта идея его не вдохновила: он считал, что режиссер слишком молод для того, чтобы адекватно воссоздать атмосферу послевоенного времени, да и сюжет самой пьесы казался ему безнадежно устаревшим для конца 1970-х гг., ведь все, что было неожиданным и новым в начале «оттепели», уже давно стало нормой. «Когда пьеса была написана, – вспоминал драматург, – одиноких женщин на сцене и экране ещё не существовало. Неустроенные судьбы были немыслимы. Но с тех пор одинокие женщины густо населили кинопроизведения, неустроенные судьбы стали ещё более неустроенными». Михалков убедил Володина для начала приехать на съемочную площадку, понаблюдать за процессом работы над «Обломовым», а заодно обсудить перспективы будущих съемок. Творческий процесс так увлек Володина, что он поддался на уговоры. Все изменения в сценарии с ним согласовывали, но он ни разу не позволил вмешаться в работу и согласился и с трактовкой сюжета, и с выбором актеров на главные роли.
Людмиле Гурченко на тот момент было уже за 40, и она уже начала терять веру в то, что режиссеры могут держать слово – с момента ее триумфа в «Карнавальной ночи» ей многие обещали главные роли, но никто ничего стоящего так и не предложил. Никита Михалков уже давно заявлял о своем намерении поработать с Гурченко, он видел ее в главной роли в своем фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино», но тогда на других съемках Гурченко сломала ногу, и ждать ее выздоровления не стали, заменив ее другой актрисой. Однако Михалков сдержал свое обещание и на главную роль в «Пяти вечерах» утвердил ее без проб.
Для актрисы решение сняться в фильме, работа над которым длилась всего 25 дней, было не просто авантюрой – съемки продолжались с утра до позднего вечера, и для женщины выдержать такой ритм было физически сложно. Но Гурченко безгранично доверяла Михалкову как режиссеру и была готова стойко переносить любые сложности.
Главную мужскую роль Михалков предложил Станиславу Любшину – он уже играл в «Пяти вечерах», это был его дебютный спектакль на сцене «Современника», хотя тогда он исполнил другую роль. Перед актером стояла непростая задача – в пьесе автор давал понять, что главный герой не вернулся после фронта не потому, что предал свою любовь к Тамаре, а из-за того, что это время он провел в сталинских лагерях. Об этом не говорилось напрямую, в фильме не было политических подтекстов – только история любви. Любшин рассказывал: «Здесь какая еще сложность была, почему к пьесе поначалу придирались. Ильин ведь не только воевал, он же еще и сидел. В тексте было ясно, что человек прибыл из тех самых мест, где он очень много страдал. Сибирь, он шофер, он не рассказывает об этом – хвалиться-то нечем, но в поведении персонажа надо было найти такое качество, которое бы говорило, что это не пианист приехал, а человек, прошедший очень трудную жизнь. Он не педалирует, он все в себе держит, но видно, через что он прошел. Вот еще тонкость какая должна была быть. Кажется, мы это поймали».
Результат его работы поразил даже автора пьесы. Володин признавался: «Когда я смотрел фильм, думал, что, сам того не ведая, написал своего Ильина специально для Любшина». За эту роль актер получил приз на Международном кинофестивале во Франции и был признан лучшим актером 1979 г. по результатам опроса читателей журнала «Советский экран».
Репетиции «Пяти вечеров» начались еще во время съемок первой части «Обломова». Днем снимали, а вечером репетировали роли из нового фильма. Однако официально съемки «Пяти вечеров» еще не начались, а актерам нужно было выдавать суточные. Для этого Михалков затеял еще одну авантюру: он вызвал их якобы под предлогом съемок в «Обломове», и они действительно снялись в нескольких эпизодах – правда, из всех оставили только один с участием Гурченко. Михалков действительно уложился в запланированные сроки – съемки продлились всего на один день больше заявленного, 26 дней.
За рубежом «Пять вечеров» оценили высоко. Единственное, чего не могли понять иностранцы, – что такое «коммунальная квартира». И трактовали увиденное по-разному: кто-то решил, что в СССР есть такая традиция – все родственники живут вместе, кто-то воспринял фильм как абсурдистский – по квартире главной героини ходят призраки, возможно, это образы ее прошлых грехов. На самом деле никаких скрытых смыслов в этом не было, только реалии советского послевоенного быта.
Во время премьеры фильма драматург Александр Володин признался: в основу сюжета пьесы легла реальная история, которую он пережил сам. У него была точно такая же встреча со старой любовью, которая перевернула его жизнь. Поэтому он точно знает: каким бы долгим не был вечер, никогда нельзя забывать, что следующее утро обязательно начнется с рассвета!
Роли племянника главной героини и его невесты исполнили по рекомендации Олега Табакова его ученики – 18-летний Игорь Нефедов и 19-летняя Лариса Кузнецова. К сожалению, судьба актера сложилась трагически: Угасшая звезда Игоря Нефедова.