«Иван Грозный и сын его Иван» — нетрезвый вандал решил поспорить с Репиным и повредил картину
Считается, что страшная картина, изображающая убийство Иваном Грозным своего сына, очень уж мощно воздействует на тех, кто на нее смотрит. Не все способны выдержать такое воздействие. В 1913 году жуткое полотно попытался изрезать ножом старообрядец Балашов. Он успел нанести несколько ударов, попав по лицу Грозного и царевича. Балашова поймали и заперли в сумасшедшем доме. Тогда картину отреставрировал сам Илья Репин. Правда, к огорчению художника, первоначального вида картине вернуть все же не удалось, хотя для многочисленных поклонников таланта Репина изменения незаметны.
Прошло больше века, и вот в 2018 году «Иван Грозный» вторично подвергся нападению. Один из посетителей Третьяковской художественной галереи, выпив в буфете пива, выдернул из ограждения железный столбик и с размаху ударил им по застекленному полотну. Стекло разбилось, осколки повредили раму и картину. Правда, на этот раз лица персонажей остались невредимыми. И все же реставрация обошлась в 10 миллионов рублей. Объясняя свой поступок следователям, вандал настаивал на том, что Репин на картине неверно отразил исторические события.
«Бассейн в гареме» — после похищения вернули... Геннадию Зюганову
Эта картина, написанная художником Жен-Леоном Жеромом, оценивалась в миллион долларов. Видимо, информация о ее стоимости не давала покоя ворам, и однажды в 2001 году ее вынесли из Эрмитажа, причем из зала, который был закрыт для посетителей. Ну как закрыт — вход преграждал обычный шнурок, через который и перешагнули злоумышленники. После чего вырезали картину, свернули ее в трубочку и покинули здание.
Когда обнаружили пропажу и перекрыли все входы, было уже поздно: похитители успели скрыться. Картину искали пять лет, а потом дело было закрыто: следователи потеряли надежду. И только в декабре 2006 года в деле похищения появились новые факты. Однажды в приемную Геннадия Зюганова позвонил неизвестный и сказал, что хочет передать некую ценную вещь. Звонивший добавил: он не верит никому, кроме коммунистов. Так в приемной компартии России оказалась сложенная вчетверо картина «Бассейн в гареме», отыскать которую уже не надеялись. После того, как эксперты подтвердили подлинность полотна, его отправили на реставрацию: в некоторых местах осыпалась краска, на сгибах были заметны потертости... Теперь картина украшает один из залов Эрмитажа. Что заставило воров вернуть украденное? Видимо, невозможность заработать вожделенный миллион. После кражи картину постоянно показывали по всем телеканалам, в новостных программах повторяли о ее похищении, так что продать полотно не было никакой возможности.
Как из Эрмитажа похитили больше 200 экспонатов: подозреваемая умерла, большинство украденного не нашли
Летом 2006 года случился скандал: в ходе ревизии выяснилось, что из Эрмитажа похищены старинные иконы, ювелирные изделия, драгоценности, всего 220 экспонатов. Пропажу оценили в 5 миллионов долларов. Началось следствие, которое сразу назвало основной подозреваемой Ларису Завадскую, сотрудницу Эрмитажа. Вскоре после начала следствия подозреваемая умерла.
В итоге мужу Ларисы дали 5 лет тюрьмы — следователи сумели доказать его причастность к похищениям. Некоторые исчезнувшие предметы удалось найти: что-то вернули, что-то попросту подбросили. Но большинство уникальных предметов пропало, похоже, навсегда.
Как изуродовали «Данаю» из Эрмитажа
В 1985 году в один далеко не прекрасный день в зал Эрмитажа вошел посетитель. Тогда при входе никого не досматривали, поэтому ему не составило труда пронести с собой нож и серную кислоту. Миг – и знаменитая «Даная» Рембрандта была испорчена. Злоумышленника удалось задержать. Им оказался безработный житель Литвы. Во время допроса он заявил, что действовал «по политическим мотивам». Хотя выглядело это, конечно, странно: чем ему помешала красивая обнаженная женщина, изображенная великим Рембрандтом? Впрочем, загадка вскоре разъяснилась: литовец оказался невменяемым, и по решению суда его поместили на принудительное лечение в психиатрическую клинику. «Данаю», к счастью, удалось спасти, но реставрация длилась целых 12 лет. После возвращения в Эрмитаж картину спрятали за прочной стеклянной панелью.
Как похитили «Святого Луку» из Русского музея: вор попался, предложив купить ворованную картину КГБ-шнику
Однажды весной 1965 года из московского Русского музея неизвестные похитили картину Франца Хальса «Святой Лука». Полотно грубо вырезали тупым ножом, не потрудившись отделить раму от подрамника. Это случилось в санитарный день, так что пропажу обнаружили лишь наутро. Ясно было: преступник — скорее всего, кто-то из своих, потому что музей был закрыт для посетителей. В интересах следствия решено было вести в обстановке строгой секретности. При этом поиски шли на самом высоком уровне, под контролем Прокуратуры СССР.
Проверялись и отечественные искусствоведы и специалисты по антиквариату, и иностранцы — любители живописи. Вскоре прокуратура запросила содействия у КГБ. Но даже объединенные усилия двух таких грозных и всемогущих структур не привели к результату. Картина все же была найдена, но не благодаря работе следователей, а по чистой случайности. Вор «погорел» из-за жадности. Вместо того, чтобы искать покупателя через знакомых, он подошел к хорошо одетому мужчине, стоявшему у магазина грампластинок. Решив, что мужчина либо иностранец, либо просто очень обеспеченный человек, похититель предложил ему купить за 100 тысяч рублей подлинник «художника уровня Рембрандта». Хорошо одетым любителем грампластинок оказался сотрудник КГБ. Он мгновенно сориентировался и предложил встретиться на следующий день.
Вора арестовали, а картину вернули в музей. Как выяснилось, «Святого Луку» похитил ранее судимый помощник реставратора. Полотно пришлось реставрировать больше двух лет — за те несколько месяцев, что оно находилось в пересушенном воздухе квартиры вора, картина получила повреждения.