Зачем создавались ереси
Тысячелетие, прошедшее с момента возникновения христианства, заметно изменило понимание того вероучения, которым делились в первом веке апостолы, так считали средневековые вольнодумцы – бунтари против сложившейся системы церковной власти. С развитием городов недовольных становилось все больше – просто потому, что насыщенные социальные связи делали изъяны в существующем порядке особенно заметными. На самом деле, причина конфликта простого европейца с церковью не была связана с толкованием библейских текстов или другой какой-либо теоретической проблемой католицизма. Все было проще – людям не нравились условия их жизни.
Высокие налоги, превратившиеся в поборы, тяжелая воинская повинность, произвол церковного суда, вседозволенность, царившая среди крупных феодалов, – вот что заботило человека начала второго тысячелетия. Бедность одних соседствовала с богатством других, бесправие низших слоев общества существовали наравне с злоупотреблениями высших. А поскольку не было в Средневековье ничего, что не регулировалось бы церковными правилами, роптание против объективной реальности становилось протестом против устоев католицизма – так это воспринималось и самими протестующими, и духовенством.
Средневековые ереси – учения, которые подвергали сомнению правильность существующего в те времена порядка, – добивались не столько пересмотра христианских догматов, сколько изменений практического характера. Но отделить одно от другого в те времена было невозможно – и потому средневековая «оппозиция» была вынуждена объединять своих представителей в еретические течения, которые, помимо прочего, боролись и с всепроникающим влиянием церкви и папства, обращая заодно внимание на разрыв между евангельскими учениями и образом жизни высшего духовенства, погрязшего в роскоши и разврате.
Само собой, высказывались идеи о возврате к той «апостольской бедности», с которой и начиналось когда-то христианство. Папы, видя такое нездоровое брожение в обществе, и в ответ на усиление влияния нескольких ересей – в первую очередь, катарской, провозглашавшей материальные ценности злом, не сидели сложа руки. В 1229 году в Южной Франции появился церковный трибунал – та самая Инквизиция, что станет самой мрачной страницей в истории католичества. А еще раньше – в начале XIII века – было создано что-то вроде «ручной оппозиции», монашеские ордены, которые вроде бы и заявляли сходные с еретическими ценности, но не совсем.
Францисканцы и доминиканцы
Чем дать возможность сомневающемуся примкнуть к опасным для католичества катарам, уж лучше направить его к тому монашескому ордену, что проповедует похожее, так же стремится к избавлению от материальных ценностей, но только имеет утвержденный папой устав и, следовательно, не преследуется церковными властями. В 1209 году в Европе появились францисканцы – так назывался орден, выросший из основанной Франциском Ассизским монашеской общины на севере Италии.Францисканцы называли себя «младшими братьями», и получили прозвище «минориты», от латинского Ordo Fratrum Minorum («Орден младших братьев»).
Минориты проповедовали бедность, аскетизм, но при этом – строгое послушание, для папы они были неопасны и удобны, поскольку привлекали тех католиков, что не разделяли полностью традиционные воззрения церкви, но не стремились к радикальной борьбе против устоев. Тут заключается некий парадокс – идеи аскетизма, отказа от собственности привлекали именно тех, кто был недоволен распределением материальных благ, бедноту. Но, поскольку проповеди о правильности отказа от собственности исходили от вполне «легального» ордена, преданного папе, создавалось ложное впечатление, что и вся церковь таким образом встает на путь возврата к апостольским ценностям, включая идеи равенства всех перед Богом.
Францисканцы быстро набирали политический вес, вскоре получив доступ к монархам и принимаемым ими решениям, сам же орден благодаря пожертвованиям стал не просто не бедным, а весьма богатым. Основным занятием францисканцев стала борьба с ересями через миссионерскую деятельность, целью которой было привлечь на свою сторону сомневающихся в политике католического руководства и удержать их в лоне церкви. В XVI веке появилось ответвление францисканцев – капуцины.
Главными соперниками и противниками францисканцев стали доминиканцы, или Орден Проповедников, основанный в 1215 году и подчинявшийся непосредственно папе римскому. Это их называли «псы Господни» - по игре слов dominicani – domini canes. Главным направлением деятельности ордена стало совершенствование искусства проповедей, по этой причине доминиканцы стремились захватывать влияние над крупнейшими университетами Европы. Но и этим дело не ограничилось – подавляющее большинство деятелей инквизиции оказывались членами этого ордена. При всем при этом основой учения доминиканцев по-прежнему оставались аскетизм, нищенство, отказ от любых материальных благ.
Другие нищенствующие ордены
В число четырех «великих» нищенствующих орденов церковным собором 1274 года были включены, помимо францисканцев и доминиканцев – «серых братьев» и «черных братьев» – еще два. Один из них, кармелиты, или Отшельники Пресвятой Девы Марии Кармельской, имел не менее строгий устав, причем значительный период времени монахам предписывалось проводить в молчании, а практически все время бодрствования посвящать постоянным молитвам.
Четвертый из главных нищенствующих орденов Средневековья – Отшельники Святого Августина, был основан в 1256 году папой Александром IV. Орден включал последователей учения Святого Августина, который проповедовал в IV веке. Августинцы, помимо предписанных всем католикам, соблюдали и дополнительные посты – в остальном устав ордена был не настолько строг, хотя по-прежнему предполагал отказ от любой собственности. В середине XVI века нищенствующие ордены были освобождены от обета бедности Тридентским собором, им было разрешено иметь коллективную собственность.
С задачей удержать власть над умами католическая церковь в итоге справилась – и нищенствующие ордены оказали ей в этом хорошую услугу. Впрочем, они же способствовали и развитию образования в Европе, сумев адаптироваться и к новым эпохам с их новыми ценностями. Помимо четырех главных существовали и другие нищенствующие ордены, не включенные в число ересей, а действующие на легальном основании. Что касается францисканцев, доминиканцев, кармелитов и августинцев, то эти ордены продолжают существовать и сейчас.
Одним из воспоминаний о тех временах, когда нищенствующие монашеские ордены были непременной составляющей жизни французского общества, служит сохранившаяся с давних пор в Провансе традиция делать на Рождество десерт под названием «Четверо нищих». Он представляет собой смесь четырех постных угощений, каждое из которых связывали с одним из четырех орденов (по цветам ряс, которые носили монахи): грецкие или лесные орехи – с августинцами, сушеный инжир – с францисканцами, миндаль – с кармелитами, а изюм – с доминиканцами. Эти постные фрукты и орехи подавали когда-то просящим подаяние членам орденов.
А инквизиция продолжала свою борьбу с ересями и в последующие века: вот какой была ее последняя жертва: когда и за что был казнен испанский учитель Каэтано Риполь.