Сама себя Мариной она никогда не называла, это имя казалось ей чужим. Родители хотели назвать ее Лидой, но акушерка в роддоме, взглянув на новорожденную, воскликнула: «Маринка родилась!» Так девочка и получила свое имя. Однако в детстве она представлялась всем Марикой, а когда в школе ей сказали, что такого имени не существует, начала подписывать тетради «Марийка». От этого имени произошло «Мария» и «Маша», как и обращались к ней родные и знакомые.
Несоответствие ее внешнего облика и характера проявилось еще в юности – Марина не мечтала об актерской карьере, и хотя она писала стихи и очень любила литературу, поступать собиралась в медицинский институт и даже думала о том, чтобы стать патологоанатомом. На вступительные экзамены в ГИТИС Марина отправилась вместе с подругой, чтобы поддержать ее, а заодно просто из любопытства решила и сама почитать стихи и монологи. Неожиданно для самой себя, она прошла по конкурсу. Годы спустя Марина признавалась, что если бы ей довелось заново вернуться в те времена, она бы сделала другой выбор, ведь актер, по ее мнению – слишком зависимая профессия, в которой невозможно оставаться хозяином своей судьбы: не он выбирает, а его выбирают. И большую часть времени своей жизни актер не снимается в кино, а проводит в мучительном ожидании: пригласят или не пригласят в новый фильм?
На театральную сцену Марина Дюжева (урожденная Кукушкина) вышла только через много лет после окончания театрального института. Дебютировав в кино в 18-летнем возрасте, она так увлеклась съемками, что о театре даже думать забыла. К тому же перед выпускными экзаменами девушка вышла замуж за Николая Дюжева, сына высокопоставленного чиновника, и боялась, что ее появление в любом театре сочтут результатом «высокого покровительства». Впрочем, этот брак продлился всего 3 года, а своими связями актриса никогда не пользовалась. Единственное, что ей досталось от первого мужа, – это его фамилия, под которой она и стала известна всему Союзу. При этом сама Марина Дюжева никогда не гналась за успехом и нередко отвергала карьерные возможности, так и не получив звание ни народной, ни заслуженной артистки.
Казалось, ей очень везло в профессии: в 22 года выпускница ГИТИСа стала звездой всесоюзного масштаба, снявшись в фильме «По семейным обстоятельствам» вместе со знаменитыми актерами – Галиной Польских, Евгением Стебловым, Евгением Евстигнеевым, Владимиром Басовым, Роланом Быковым и Евгенией Ханаевой. При этом ей удалось обойти на пробах даже дочь режиссера, Елену Кореневу – в образе дочери главной героини Марина Дюжева оказалась более убедительной. Эта роль стала для нее одной из самых любимых – актриса признается, что эта история казалась ей близкой и понятной и тогда, и сейчас: «Когда я снималась в фильме, я и мое поколение девочек были полностью на стороне моей героини. Сейчас, когда я уже в возрасте Галины Польских, я полностью на ее стороне. Через 20 лет будем переживать за героиню Ханаевой».
После этого успеха актриса много снималась, но при этом не была полностью довольна теми ролями, которые ей предлагали – режиссеры видели ее исключительно в образах милых, трепетных, слабых, нередко даже слащавых барышень. Она мечтала о разноплановых ролях, а ей предлагали однотипные образы. Марина Дюжева винила в этом свою внешность, которая, по ее мнению, была очень обманчивой: детские черты лица, обезоруживающая улыбка, всегда смеющиеся глаза, хрупкая фигура никак не выдавали в ней характер «железного Феликса» (таким прозвищем ее наградил второй муж, журналист и каскадер Юрий Гейко).
Актриса признается, что, обладая мужским складом ума, она всегда избегала сантиментов и была прагматиком, поэтому фраза о «внезапной, несуразной и противоречивой» героине из «Покровских ворот» – точно не о ней. «Я вообще прагматичный человек. Конечно, противоречивая, как и все люди. Не бывает непротиворечивых людей. Насчет внезапности? Я, скорее всего, человек, старающийся просчитывать ситуацию и держать ее в руках. Думаю, что с возрастом надо уже уметь это делать… А вот так чтобы сюсюкать… у меня вся жизнь так без сюси-пуси. Я еще своим детям в детстве сказала: «Я вас родила для радости. Для того, чтобы вместе жить. А не для того, чтобы вы мне сели на шею и ехали». Хотя я понимаю, что произвожу другое впечатление», – говорит Дюжева.
В 1990-е гг. Марина Дюжева, как и большинство ее коллег, осталась без работы. Тогда ее спасло ее хобби: актриса любила вязать и занималась этим целыми днями, сдавая готовые вещи в комиссионный магазин. Это помогало ей чувствовать себя полезной своей семье. Даже те режиссеры, которые были готовы ее снимать, больше ей не звонили – муж актрисы на время уехал в США, и появились слухи о том, что и сама Дюжева эмигрировала.
Вскоре она смогла вернуться в кино, но уже в новом качестве – как артистка дубляжа. Дюжева озвучивала зарубежные фильмы и сериалы. В это же время ее пригласили в театр, и она смогла вернуться на сцену – последние роли актриса сыграла еще в студенческих спектаклях. А в 2000-х гг. Марина Дюжева вновь оказалась востребованной в кино – после главной роли в сериале «Дружная семейка», который выходил на экраны с 2001 по 2004 гг., ей часто начали поступать предложения от режиссеров.
Хотя Марина Дюжева любит свою профессию, она не исключает возможности того, что при ее прагматизме и рациональности могла бы успешно реализоваться в других сферах: «Если бы я выучилась на врача, то стала бы хорошим врачом, если бы училась на экономиста – хорошим экономистом, если на банкира… О, каким хорошим я стала бы банковским работником! Я вообще профессиональный вкладчик. Я занимаюсь вкладами так, что уже всех бухгалтеров вокруг учу, как это делать».
На вопрос о том, что делает ее счастливой, актриса отвечает: «По-моему, счастье – это когда ты рядом с любимым человеком, когда ты можешь абсолютно честно отвечать на все его вопросы и быть уверенным, что он тебя поймет. Это когда твои дети здоровы и счастливы, когда ты рад от того, что вся твоя семья вечером в сборе. Но вот абсолютно счастливые люди живут под присмотром санитаров».