Ранние пьесы Шекспира были написаны в общепринятом стиле того времени, со сложными метафорами и риторическими фразами, которые не всегда естественно совпадали с сюжетом или персонажами истории.
Однако Уильям был очень изобретателен, приспосабливая традиционный стиль к своим собственным целям и создавая более свободный поток слов. С небольшими вариациями Шекспир в основном использовал метрическую схему, состоящую из строк пятистопного ямба для сочинения своих пьес. В то же время во всех пьесах есть отрывки, которые отклоняются от этого и используют формы поэзии или простой прозы.
За исключением трагической истории любви Ромео и Джульетты, первые пьесы Шекспира были в основном историческими. Генрих VI (части I, II и III), Ричард II и Генрих V драматизируют разрушительные результаты слабых или коррумпированных правителей и интерпретируются историками драмы как способ Шекспира оправдать происхождение династии Тюдоров.
Юлий Цезарь изображает переворот в римской политике, который, возможно, резонировал со зрителями в то время, когда стареющий английский монарх, королева Елизавета I, не имела законного наследника, создавая тем самым потенциал для будущей борьбы за власть.
Шекспир также написал несколько комедий в ранний период своей жизни: «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь» и многие другие.
Именно в более поздний период жизни он написал одни из самых выдающихся трагедий: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» и «Макбет». В них герои Уильяма представляют яркие впечатления о человеческом темпераменте, вневременном и универсальном. Возможно, самая известная из этих пьес – «Гамлет», которая исследует предательство, возмездие, кровосмешение и моральную несостоятельность.
В последний период жизни он написал несколько трагикомедий. Среди них – «Цимбелин», «Зимняя сказка» и «Буря». Хотя они и более серьёзны по тону, чем комедии, они не являются мрачными трагедиями по сравнению с «Королём Лиром» или «Макбетом», потому что они заканчиваются примирением и прощением.
Уильяму было не чуждо заниматься своим ремеслом в трудных условиях. Он работал в Лондоне, когда бубонная чума всплыла в 1592 году и снова в 1603 году, последняя особенно смертельная вспышка, которая унесла с собой более тридцати тысяч жизней местных жителей.
В 1606 году, когда Англия оправилась от почти состоявшегося покушения на короля Якова, чума вернулась, чтобы снова опустошить лондонцев. Но Шекспир знал, как вести себя в сложившейся ситуации, угрозы королевских переворотов и изнурительная болезнь не помешали ему завершить три из его великих трагедий – «Король Лир», «Макбет» и Антоний и Клеопатра».
В ноябре 1605 года власти обнаружили три дюжины бочонков пороха под лондонским Вестминстерским дворцом в попытке совершить нападение (с целью убийства) на короля Якова и Палаты лордов. Хотя заговорщики в пороховом заговоре были схвачены, как отмечал шекспировед Джеймс Шапиро в год «Короля Лира», их суд и казни несли навязчивое напоминание о столкновении с анархией в 1606 году и отчётливо передавали мрачное драматическое настроение сюжетной линии трагической судьбы Лира, слепом к истинной природе своих дочерей.
Исключением не стала и пьеса «Макбет», повествующая о дворянине, доведённом до безумия своим кровожадным стремлением захватить шотландский трон.
В то лето Уильям и его современники были отвлечены от недавних событий, касающихся монархии, когда чёрная смерть вновь неожиданно настигла горожан. Вспышка 1603 года привела к директиве тайного совета, который закрыл театры, когда число смертей от болезней в неделю превысило отметку больше тридцати человек. И тогда Уильяму ничего не оставалось, как остаться наедине с собой и собственными мыслями, полностью отдавшись во власть пера и бумаги. Так родилась очередная трагедия под названием «Антоний и Клеопатра».
История повествует о Марке Антонии, римском военачальнике и триумвире, который страстно влюблён в Клеопатру, царицу Египта и бывшую любовницу Помпея, и Юлия Цезаря. Вызванный в Рим после смерти своей жены Фульвии, которая открыто противостояла его коллеге триумвиру Октавию, Антоний сглаживает остаточный политический раскол, женившись на сестре Октавия, Октавии. Известие об этом событии приводит Клеопатру в ярость. Однако возобновившаяся ссора с Октавием и желание Клеопатры заставляют Антония вернуться в объятия возлюбленной. Когда соперничество перерастает в войну, Клеопатра сопровождает Антония в битву при Акциуме, где её присутствие оказывается катастрофическим с военной точки зрения. Она возвращается в Египет, и Антоний следует за ней, преследуемый Октавием. Предвидя конечный результат, друг Антония и верный ему офицер Энобарб покидает его и присоединяется к Октавию.
В Александрии Октавий в конце концов побеждает Антония. Клеопатра, опасаясь за свою жизнь в ходе противоречивых действий Антония, посылает ложное сообщение о своём самоубийстве, которое побуждает Антония смертельно ранить себя. Унесённый своими солдатами в тайник королевы в одном из её монументов, он умирает у неё на руках. Вместо того чтобы покориться Римскому завоеванию, убитая горем Клеопатра приказывает доставить ей ядовитую змею в корзине с инжиром. В сопровождении своих верных слуг Чармиан и Ирас она убивает себя.
Несмотря на то, что это было трудное время, Шекспир сделал всё возможное, чтобы продолжить писательство, подарившее миру много удивительных произведений, обсуждаемых на протяжении веков.
Жизнь Шекспира была и остаётся самой настоящей загадкой. Вокруг его биографии витает множество мифов, положивших сомнительное начало тому, что он далеко не автор собственных произведений. О том, кто же на самом деле скрывался под именем великого писателя – в следующей статье.