Каменные лица, украшающие арки домов в Италии
915
просмотров
Любой турист, хотя бы единожды посетивший Италию, конечно, не мог не заметить, что арки многих домов, относящихся к семнадцатому-восемнадцатому векам, украшены барельефами в виде лиц, и зачастую эти каменные маски смотрятся несколько агрессивно.

Например, вот такая физиономия, выглядящая словно слепок с лица Геракла, ее можно заметить во время прогулки по городу Триесту, она украшает арку на одной из центральных площадей города.

Барельеф над аркой на площади Триеста

Многие могут спросить: «А что тут такого? Это просто для красоты!», и будут неправы. В Италии, конечно, многие вещи делались просто из любви к прекрасному, особенно отличились на этом поприще венецианцы, но, тем не менее, большинство декоративных элементов, украшающих некогда жилые дома, или несут функциональную нагрузку, или же символизируют что-либо.

Барельеф, украшающий арку жилого дома в Удине.

Если же говорить о масках, то объяснение их возникновению на арках окажется крайне далеким от религии, мифологии или мистического символизма — это отличный пример практичности в сочетании с хорошим вкусом. Дело в том, что в семнадцатом-восемнадцатом веках практически все дома в центре городов были частными, то есть принадлежали богатым людям, местной аристократии, а арки эти были не чем иным, как входом во двор, то есть на территорию частной собственности владельца. Кое-где, кстати, ворота, закрывающие вход во двор, сохранились до сих пор, например, в городе Удине.

Маска на арке украшает закрытый воротами вход во двор.

Безусловно, хозяева богатых домов не горели желанием, чтобы их дом ограбили (что, конечно, случалось), поэтому они имели полное право нанять охранников. Более того, некоторым богачам удавалось получить «лицензию на убийство», в этом случае, незваного гостя, который наведался в дом с целью поживиться, охранник мог порешить на месте без суда и следствия. Однако, несмотря на суровость нравов, влиятельные сеньоры все же были людьми порядочными. Для того, чтобы обозначить, что во дворе определенного дома дежурит охрана, которая не будет церемониться с ворами, а в случае незаконного проникновения в дом может применить самые жесткие меры, на арке над воротами, закрывающими центральный вход в палаццо, вешали барельеф с изображением мужской головы.

Таким образом, символ этот был знаком того, что во дворе дома дежурит вооруженная охрана, значит, в случае попытки проникнуть в дом, романтики с большой дороги могут пенять на себя. Отсюда, кстати, и пошли выражения «каменный страж» или «каменный дозорный».

Напоследок, еще один занятный факт. Арку над вторыми воротами дома, расположенными уже на частной территории владельцев, часто украшал барельеф в виде женской головы. Это был своеобразный символ мира и гостеприимства, означающий: «Если вы беспрепятственно прошли через первые ворота, украшенные изображением мужского лица, то здесь вы — желанный гость, и в этом доме вам очень рады».

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится