Китайский стиль в интерьере — отражение мировоззрения жителей страны. Трудно воспроизвести этот дизайн без понимания того, как относятся к жизни в Поднебесной. Конечно, чтобы заполучить гостиную в китайском стиле, не обязательно изучать каноны даосизма, глубоко осваивать символику фэн-шуй и заучивать наизусть Конфуция. Но некоторое представление о базовых основах китайской культуры и символике получить стоит. Хотя бы для того, чтобы в итоге не оказаться владельцем набора нелепых аляповатых декораций вместо цельного сбалансированного пространства.
Интерьеры китайском стиле интересны своими контрастами. Оформление не перегружено деталями, но при этом производит роскошное впечатление. Расстановка элементов кажется хаотичной, но при внимательном рассмотрении оказывается, что каждая вещь на своем месте. Помещение выглядит настолько гармоничным, что, кажется, в нем ничего нельзя изменить или передвинуть хотя бы на миллиметр. Этот стиль дизайна подойдет перфекционистам и истинным ценителям восточной культуры, творческим и неординарным людям.
Основные характеристики и особенности китайского стиля в интерьере
Решив оформить дом в восточно-азиатском стиле, необходимо с самого начала понимать, что эта экзотика обойдется в серьезные суммы. Прежде всего потому, что любой этноинтерьер, включая китайский — это натуральные материалы, ручная работа, эксклюзивные аутентичные элементы, роскошный текстиль, нестандартная мебель и мастерское планирование.
Главное правило при создании обстановки в китайском стиле — энергия должна течь свободно. Согласно учению фэн-шуй расположение каждой вещи в доме подчиняется строгим правилам. Предметы и мебель необходимо расставить в определенных местах, согласно их типу энергии. В интерьере редко встречаются углы — считается, что они мешают нормальному течению энергии, концентрируют негативную.
Основные черты китайского стиля в интерьере:
- Материалы используются только натуральные: дерево темных пород, бамбук, камень, металл, шелк, бумага, керамика, тростник. Заменять можно, но имитация должна быть очень качественной и достоверной.
- Гамма. Алый, черный, золотой — основные цвета китайского интерьера, божественная триада. Для акцентов часто берут красно-коричневый, песочные и кремовые тона, небесно-голубой, зеленый, белый, бронзовый и желтый. Нужно понимать, что каждый оттенок несет в себе определенную символику. Излюбленный цвет жителей Китая — глубокий красный цвет киновари. Считается, что он символизирует мужское начало и вдохновение, способствует благополучию и несет удачу. Черный, который чаще прочих идет компаньоном к красному — женское начало, символ возрождения. Белый — чистота и бессмертие, зеленый — энергия, голубой — благородство, а желтый — цвет высшей власти, огонь и золото.
- Декор. Украшению комнат уделяется особое внимание. Именно благодаря ему достаточно лаконичное пространство выглядит впечатляюще роскошным. В качестве декоративных элементов выступают изысканные узоры на обоях либо прямо на стенах. Стены расписывают орнаментами, цветами и растениями, драконами, иероглифами, различными символами и даже пейзажами. Азиатские интерьеры богаты ажурными деревянными решетками, роскошными яркими ширмами, которые также используются для зонирования помещений. Комнаты украшают картины, бумажные фонарики, деревянные и керамические статуэтки, и, разумеется, великолепные китайские вазы из фарфора.
- Мебель. Китайские столики, стулья и топчаны приземисты и едва приподняты над полом. Шкафы, тумбы и комоды гуй тоже не отличаются высотой, но при этом весьма вместительны за счет глубины и большой ширины. Простоту форм китайской мебели компенсирует то, что делают столы и стулья из дорогих пород дерева, украшают резьбой, росписью, цветными стеклянными вставками, богатой инкрустацией и непременно несколько раз покрывают черным лаком. В расстановке предметов используется тот же принцип, что и в японском дизайне — помещение заполняется ими от центра к стенам.
- Текстиль. Тканей в китайском интерьере много. Обивка мягкой мебели и стен, ковры и панно, ширмы и декоративные подушки. Текстильные элементы выглядят лаконично благодаря гладким фактурам и отсутствию драпировок. Кроме того, в традиционном азиатском доме нет штор.
- Свет. Освещение в китайском дизайне приглушенное и рассеянное. Преобладают мягкие теплые оттенки — желтый, розовый, оранжевый свет.
История китайского стиля в интерьере
Китай, несмотря на обширную торговлю, долгое время оставался закрытым государством. Лишь в конце XVII века пресыщенная европейская знать открыла для себя изысканный китайский фарфор, шелк, лакированные безделушки… и заболела азиатской экзотикой. В следующем столетии страсть по Китаю буквально захлестнула Старый свет. Гостиные украшались мебельными «пагодами», дамы носили платья с вышитыми драконами — дух шинуазри царил в холодных европейских домах. Примечательно, что в России разнообразная «китайщина» стала модной еще во времена Петра Первого. Произошло это благодаря активной торговле между странами.
В XVIII веке практически во всех респектабельных английских гостиных уже появились расписные китайские ширмы, тончайшие чайные сервизы, веера и зонтики. Фарфоровые вазоны соседствовали с декоративными решетками. Восхищенным гостям гордо демонстрировались экзотические вещицы, сделанные мастерами Поднебесной. Шинуазри («китайщина») хорошо вписался в барокко и рококо, но при этом утратил свой глубокий символизм.
Следующая волна популярности китайского стиля застигла Старый и Новый свет уже в XX веке. Но теперь на главные роли наравне с декоративностью вышли символика и философское содержание вещей. Увлечение идеями фэн-шуй также сыграло свою роль.