И это дало режиссерам простор для творчества: начиная с эпохи немого кино, Констанция была то роковой красавицей и коварной интриганкой под стать Миледи, то невинной жертвой обстоятельств и чужих интриг. А кто из актрис в этом образе выглядел наиболее убедительно – судить вам.
Рея Митчелл
Первые фильмы по мотивам «Трех мушкетеров» появились еще в начале ХХ в., на заре кинематографа, в эпоху немого кино, в США, Великобритании, Италии и Франции. В 1916 г. вышел американский немой фильм «Три мушкетера» режиссера Чарлза Суикарда. Роль Констанции в нем исполнила Рея Митчелл – американская актриса и сценарист, которая за год до этого дебютировала в кино.
По своему характеру Рея Митчелл была больше похожа на Миледи – она получила прозвище «девочки-каскадерши» за то, что все трюки выполняла самостоятельно, ездила верхом, лихо управлялась с оружием и без труда покоряла мужские сердца. За всю свою кинокарьеру она сыграла более 100 ролей – в основном, в вестернах, где представала в образах роковых женщин. К сожалению, фильм «Три мушкетера» с ее участием не сохранился, и можно только строить предположения о том, какой была Констанция в ее исполнении.
Джун Эллисон
Из всех голливудских киноверсий «Трех мушкетеров» экранизацию Джорджа Сидни 1948 г. называют одной из наиболее близких к литературному первоисточнику. Констанция в исполнении Джун Эллисон выглядит и ведет себя действительно как служанка королевы, а не благородная фрейлина. Эта героиня у Дюма описывается как юркая, невысокая миловидная девушка – именно такой и предстала актриса на экранах. Многие отметили необыкновенную пластичность Джун Эллисон, и в этом не было ничего удивительного, ведь она была не только актрисой, но и танцовщицей.
Настоящее имя Джун Эллисон – Элла Гейзман. Она родилась в бедной семье в Нью-Йорке. Когда ей было 8 лет, на нее упало дерево и сильно травмировало ноги. По прогнозам врачей, у девочки не было шансов даже ходить, но через несколько лет она уже танцевала. Встать на ноги ей помогла мечта – она хотела танцевать так же, как ее кумиры, артисты Фред Астер и Джинджер Роджерс. В результате упорных тренировок девочка смогла осуществить свою мечту. В итоге Джун Эллисон стала звездой голливудских мюзиклов и бродвейских шоу.
Перретт Прадье
Канонической экранизацией романа Дюма называют французский фильм Бернара Бордери «Три мушкетера» 1961 г. Режиссер собрал блестящий актерский состав, и ярче всех в нем блистала Милен Демонжо в роли Миледи, однако Констанция в исполнении Перретт Прадье ей не уступала. Она выглядела очаровательной, милой и женственной.
Роль Констанции Бонасье стала самой удачной и известной в кинокарьере французской актрисы. В начале 1960-х гг. ее называли одной из самых многообещающих дебютанток, однако ее кинокарьеру вряд ли можно было назвать блестящей. Она снималась до 1987 г., но в 1970-1980-х гг. играла преимущественно в телесериалах. Перретт Прадье была известна также как мастер дубляжа.
Ракель Уэлч
В дилогии Ричарда Лестера «Три мушкетера: Подвески королевы» и «Четыре мушкетера: Месть Миледи» 1973-1974 гг. роль Констанции Бонасье сыграла американская актриса Ракель Уэлч, которую называли одной из самых желанных женщин 1970-х гг. Ее красота была настолько яркой и притягательной, подчеркнутой роскошными нарядами с глубокими декольте, что такая Констанция вполне могла бы конкурировать с Миледи в исполнении Фэй Данауэй.
Еще в подростковом возрасте Ракель начала участвовать в конкурсах красоты и начала свою карьеру в качестве фотомодели. В середине 1960-х гг. она дебютировала в кино. Мировую популярность ей принес фильм «Миллион лет до нашей эры». В кино ей часто доставались образы неприступных холодных красавиц с волевыми и жесткими характерами. Такой образ не ассоциировался с милой и трогательной Констанцией, но Ракель Уэлч добавила в него новые краски. За эту роль она была удостоена премии «Золотой глобус». Несмотря на это признание, для многих она так и осталась роскошной женщиной с обложки журнала, актерские способности которой значительно уступают эффектной внешности.
Ирина Алферова
Для всех наших зрителей, которые хоть раз видели Ирину Алферову в роли Констанции, наверняка больше не существует лучших трактовок этого образа. Женственная, милая, трогательная, жертвенная, очаровательная Констанция покорила миллионы сердец. А ведь режиссер фильма Георгий Юнгвальд-Хилькевич был категорически против ее кандидатуры – холодная красота Алферовой, по его мнению, противоречила этому образу. В этой роли он представлял исключительно Евгению Симонову – игривую, лукавую, юркую, ускользающую, с огоньком в глазах, какой и должна была быть Констанция. В ней режиссер видел необходимую ему «французскую легкость». Но Алферову утвердило руководство Госкино. По другой версии, Симонова сама отказалась от роли, узнав, что вместо Александра Абдулова Д’Артаньяна будет играть Михаил Боярский.
По словам Ирины Алферовой, режиссер так и не смог смириться с утверждением ее кандидатуры. На съемках он ее игнорировал, с ней не репетировали, а все свои сцены она играла одна, с пустым стулом вместо партнера. В частых застольях после съемок актриса не участвовала, и коллеги считали ее заносчивой и высокомерной. Спустя годы Алферова рассказывала: «Михаил Боярский всех держал в связке своей энергией! А режиссер ужасный, на мой взгляд. Ничего хорошего сказать не могу, потому что видела, как у него другие «мушкетеры» работали: пили, гуляли, и всем им не до картины было. Как получалось, так и ладно. Если бы не Боярский, фильм провалился бы с треском».
Голос Алферовой казался режиссеру слишком низким и грубоватым, и роль вместо нее озвучила Анастасия Вертинская. Юнгвальд-Хилькевич признавался: «Бонасье озвучивала Вертинская Настя. И сделала это просто великолепно. Таким дрожащим голосом. Потому что сама была влюблена. У нее в то время был роман с Мишей Козаковым, который озвучивал кардинала. Они не скрывали своих чувств. Я чувствую себя виноватым перед Ириной Алферовой еще и потому, что подтянул роль к голосу. Тот тембр Насти Вертинской, тот звук, такой высокий, звенящий, очень подходил к образу Бонасье. Только внешность осталась Алферовой. А так делать нельзя. Режиссерская диктатура для кино опасна… Перед Ирой Алфёровой я испытываю вину, потому что не вложил в нее столько режиссерской любви и заботы, как, например, в Алису Фрейндлих или Лену Цыплакову. Дело в том, что Ира была мне навязана. И это меня очень раздражало... А ещё Ира Алферова – глубоко славянский тип. И французская легкость просто ей несвойственна. Я же не изменил своего замысла по прочтению этого образа и натаскивал Иру на то, что с легкостью могла бы сделать Симонова».
Не менее ярким во всех экранизациях «Трех мушкетеров» выглядел и еще один женский образ: 6 лучших Миледи в мировом кино.