Константин Дмитриевич Флавицкий (Konstantin Dmitrievich Flavitsky; родился 13 сентября 1830 г. — умер 3 сентября 1866 гг.) — выдающий русский художник середины XIX века, признанный мастер исторического и религиозного жанров. Константин Флавицкий был ярким представителем академического изобразительного искусства, в его творчестве отчетливо заметно влияние романтизма и классицизма. Большинство картин гения сегодня хранятся в российских художественных музеях, а в его биографии громкие достижения тесно переплетены с трагическими событиями.
Константин Флавицкий прожил недолгую жизнь и оставил потомкам небольшое количество произведений. Но его «Княжна Тараканова» до сих пор остается одной из наиболее узнаваемых и любимых публикой картин отечественной живописи.
Биография Константина Флавицкого
Константин Флавицкий появился на свет в семье влиятельного московского чиновника 13 сентября 1830 года. Вскоре после рождения сына семья переехала на постоянное жительство в Санкт-Петербург, где отец получил новую должность. Но в 1839 году глава семейства Флавицких внезапно умер, оставив на руках молодой вдовы шестерых детей.
Испытывавшая серьезные финансовые трудности женщина вынуждена была отдать двух сыновей, в том числе 9-летнего Костю, на воспитание в дом призрения. Семь последующих лет мальчик, лишенный родительской ласки и тепла, прожил среди бедных сирот, где его единственным утешением стала страсть к изобразительному искусству. К счастью, воспитатели заметили талант мальчика и разрешили ему посещать рисовальную школу.
В 1846 году Общество поощрения молодых художников назначило Константину пенсию, благодаря которой он смог заниматься любимым делом и жить в скромном достатке. А спустя еще четыре года Флавицкого приняли на обучение в Петербургскую Академию художеств, где его талант раскрылся в полной мере.
За пять лет обучения юноша добился впечатляющих успехов. Его картины неоднократно отмечались почетными наградами на престижных конкурсах, а по завершении учебы Константин Флавицкий получил большую золотую медаль Академии и денежный пансион на шестилетнее проживание в Риме для совершенствования мастерства.
Молодой художник с воодушевлением отправился в длительное путешествие. По пути в столицу Италии, он посетил Берлин, Дрезден и Париж, где не упустил возможность познакомиться с работами европейских мастеров живописи, а затем надолго обосновался в Вечном городе. Шесть последующих лет Флавицкий увлеченно изучал творчество итальянских живописцев и совершенствовал собственную манеру письма.
Главным итогом римского периода жизни Константина Флавицкого стала его крупномасштабная картина «Христианские мученики в Колизее». Эту картину молодой художник представил на суд руководства Академии художеств после возращения в Санкт-Петербург в 1863 году. Но члены влиятельной комиссии прохладно отнеслись к работе автора и решили не присуждать ему звание академика.
Пережив обидное унижение, Константин Флавицкий взялся за написание своей самой знаменитой картины, посвященной легенде о смерти княжны Таракановой. На выставке 1864 года величайший шедевр был восторженно принят публикой и критиками. Художнику присвоили звание профессора Академии художеств, а саму картину впоследствии приобрел Павел Третьяков для своей знаменитой галереи.
Еще находясь в Италии, молодой мастер заболел туберкулезом, а по возвращении в Россию смертельный недуг начал стремительно прогрессировать в холодном и влажном петербургском климате. Врачи настоятельно советовали художнику уехать на юг, в Италию, но он не успел этого сделать. 3 сентября 1866 года Константин Флавицкий покинул этот мир, не дожив всего 10 дней до 36-летия. Его прах предали земле на Смоленском кладбище северной столицы, а спустя 70 лет останки художника перенесли на территорию некрополя Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга.
Самые известные картины Константина Флавицкого
Творческое наследие русского живописца исчисляет всего несколькими десятками работ, большинство из которых незнакомы широкой публике. И все же, к числу самых известных картин Константина Флавицкого относятся:
- «Дети Иакова продают родного брата Иосифа» (1854) — картина, ознаменовавшая собой завершение периода обучения художника в столице. За этот шедевр живописец был награжден денежным пособием для поездки в Рим.
- «Христианские мученики в Колизее» (1862) — работа, которая вместо громкой славы и признания принесла Флавицкому множество душевных страданий. Большинство критиков увидели в ней слепое подражание великому Брюллову и негативно оценили картину.
- «Смерть княжны Таракановой» (1864) — величайший шедевр выдающегося мастера русского изобразительного искусства. Хотя члены царской семьи были весьма недовольны свободной трактовкой исторических фактов, публика восторженно приняла произведение.
Константин Флавицкий оставил яркий след в российской живописи XIX столетия, хотя судьба отмерила ему слишком мало времени для творчества. Работы этого мастера и в наши дни привлекают множество ценителей академического искусства в лучшие музеи страны.