Эта работа стала знаковой не только для нее, но и для других актрис, снявшихся в этом фильме. Зрители не догадывались о том, что одной из них и была посвящена эта сказка.
В основу сценария фильма был положен сюжет одноименной сказочной повести Виталия Губарева, написанной в 1951 г. Он начал публиковаться за 20 лет до этого, но как писатель-фантаст дебютировал только с этой сказкой. Спустя год по ней была создана пьеса, а в 1963 г. она была экранизирована. Прототипом главной героини – школьницы Яло – стала его дочь от первого брака Валерия. Однако посвятил он свою киносказку, сценарий для которой написал сам, новой избраннице.
В фильме «Королевство кривых зеркал» актрисе Тамаре Носовой досталась не главная роль, но образ придворной стряпухи Тетушки Аксал был таким ярким, что запомнился всем зрителям без исключения. На тот момент актрисе было 36 лет, она уже была настоящей кинозвездой, известной по ролям в фильмах «Молодая гвардия», «Ревизор», «Гость с Кубани», «Карнавальная ночь», «Она Вас любит» и др. За ее плечами было два брака – первый, официальный, распался из-за того, что муж-дипломат был против съемок жены в кино, а второй, гражданский, оказался более длительным, но таким же несчастливым. Третьим избранником актрисы стал писатель Виталий Губарев, который посвятил ей свою сказку «Королевство кривых зеркал» и не раз приглашал сниматься в экранизациях своих произведений.
По словам Носовой, 6 лет жизни с Губаревым были самым счастливым периодом, но семейную идиллию разрушила ее приемная мать (после смерти родной матери отец отдал ее в детдом, а оттуда ее забрала приемная семья). Актриса рассказывала: «Мы познакомились в кабинете у знаменитого режиссера-сказочника Александра Артуровича Роу. Я приехала на кинопробы за рулем своей «Волги». Пошла сначала на грим, надела костюм и в таком виде пришла в кабинет к Роу. Там сидел Виталий Губарев. Роу сказал мне: «Познакомься, это наш автор». Я посмотрела на него через плечо и, разговаривая с Роу, на автора не обращала внимания. Потом Виталий узнал у Роу, когда я буду сниматься, и специально в эти дни приехал в Ялту. Потом он сделал мне официальное предложение. Внезапно. Это было очень романтично: мы прожили шесть лет. Жизнь моя прошла красиво. Я не могу пожаловаться, что Бог меня обошел этим счастьем. Мы расстались, потому что иногда матери до самой старости пытаются воспитывать детей, вмешиваются в их личную жизнь. Моя мама как раз такого склада… Он жил у нас, но у него была своя квартира. Мы нашли большую квартиру и решили съехаться, но мама отказалась туда ехать. Я не могла оставить ее одну, она была уже старая, нуждалась в уходе... В результате последовал развод, он вторично женился. Но звонил мне чуть ли не каждый день…».
На роли главных героинь в фильме «Королевство кривых зеркал» проходили пробы около десятка пар девочек-близнецов, но режиссер Александр Роу выбрал 9-летних учениц 337-й московской школы Олю и Таню Юкиных, покоривших его своей непосредственностью, артистизмом и веселым нравом. На съемочную площадку девочки попали впервые, к тому же съемки проходили в Крыму (в Ялте, Симеизе и поселке Красный Камень), где они тоже до этого никогда не бывали. Юные актрисы не могли скрыть своего восторга и беспрекословно выполняли все требования режиссера. Чтобы во время съемок не возникало путаницы, Оле дали роль ее тезки, а Тане – Яло. На самом деле в жизни они были полной противоположностью своих героинь: рассудительная, спокойная и сдержанная Оля сыграла капризную, ленивую и непослушную героиню, а задиристой непоседе Тане досталось ее отражение Яло.
После премьеры фильма сестры Юкины стали настоящими звездами – им приходили мешки писем, мальчишки не давали им прохода в школе и признавались в любви. В свой следующий фильм-сказку «Морозко» Александр Роу снова пригласил сестер Юкиных, но на этот раз им достался небольшой эпизод. К сожалению, на этом их кинокарьера и завершилась.
Режиссер умел подбирать на съемках такую слаженную команду, что многих актеров впоследствии не раз приглашал в свои новые фильмы. Одним из самых любимых его актеров был Георгий Милляр, который в «Королевстве кривых зеркал» сыграл сразу 3 роли – церемониймейстера, королевского извозчика и даже королевы-матери. Актер нередко исполнял по несколько ролей в одном фильме Роу – всего в 16 его сказках он перевоплотился в 30 персонажей! При этом серьезных главных драматических ролей Милляр так и не дождался, а звание народного артиста получил только в 85 лет.
Очень колоритным получился образ злодея-министра Нушрока (Коршуна), которого сыграл Андрей Файт, тоже снимавшийся в нескольких фильмах Роу. На тот момент актеру было уже 60 лет, и на съемках ему приходилось очень непросто, о чем он рассказывал: «В «Королевстве кривых зеркал» в возрасте шестидесяти лет я скакал верхом на лошади на продолжении почти всей картины. Скакал иногда по крутым, каменистым, не совсем безопасным тропам. Это был последний фильм, потребовавший от меня спортивных навыков. Многие сцены, действительно, стоили большого напряжения сил. Но я ни в коей мере не ропщу, потому что мне помогала отличная физическая закалка – до сих пор я езжу верхом на лошади, занимаюсь акробатикой, боксом, приспособлен к кочевой жизни в дальних экспедициях».
Отрицательный персонаж – Анидаг (Гадина) – достался и красавице Лидии Вертинской. За свою недолгую 11-летнюю кинокарьеру она сыграла всего в 5 фильмах, 4 из которых были сказками. Роль в «Королевстве кривых зеркал» стала ее последней работой в кино. После смерти мужа, певца Александра Вертинского, она полностью посвятила себя воспитанию дочерей и своей главной ролью считала роль матери. Впоследствии она занималась живописью и вела замкнутый образ жизни, не участвуя в светских мероприятиях.
Часто в фильмах Роу снимался и актер Анатолий Кубацкий, исполнивший в «Королевстве кривых зеркал» роль короля Йагупопа (Попугая). Его называли одним из самых «сказочных» актеров советского кино – на экранах он создал целую галерею образов королей, разбойников и чудаковатых стариков. Членом «сказочной команды» режиссера был и Аркадий Цинман, сыгравший министр Абажа (Жабу).