Многие сейчас скажут, что людей со сложной судьбой хватает во всех профессиях. Однако именно творческие люди, в силу своей тонкой душевной организации, больше всех подвержены стрессам, нервным срывам, депрессии. Именно поэтому каждый истинный художник загадочен и самобытен по природе своего дарования, и именно поэтому к их судьбам проявляется особый интерес...
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870 — 1905)— русский художник, живописец, мастер символической живописи, отражающий на своих полотнах размеренную тихую жизнь «дворянских гнёзд».
Его самобытные работы в свое время вдохновляли художников объединения «Голубая роза» и повлияли на развитие символизма в русской живописи. Умиротворение, тихая грусть и радость - вот основные аспекты символизма в творчестве мастера, прожившего довольно трудную короткую жизнь и оставившего после себя хотя и скудное художественное наследие, но довольно ценное.
Картины Виктора Борисова-Мусатова на мировых аукционных торгах
Рассказывая о творчестве Борисова-Мусатова, невозможно не отметить, что при жизни художника его картины в России мало выставляли и редко покупали, поэтому материальное положение художника было плачевным. Зато в Европе его полюбили и даже избрали членом французского Национального общества изящных искусств.
Прошел век, и произведения русского живописца приобрели немалую ценность. За последние десятилетия его картины хотя и редко, но стали появляться на мировых аукционных арт-торгах. И их появление - это всегда событие в художественном мире и коллекционеров, и любителей. Так, в 2004 году была продана с молотка картина художника «Пастухи со стадом ночью» (1895год) за 245 тыс. долларов при стартовой - 150.
А в 2014 году на аукционе MacDougall`s появился этюд «Кавказские горы» (1895), созданный мастером, как и первое полотно, после поездки по Кавказу и Крыму. Это произведение после смерти живописца перешло к его супруге Е.В. Александровой, затем к художнику Я. Милкину, а позже оказалась в Великобритании в руках частного коллекционера. На торги картина поступила с эстимейтом 85 тысяч, а продана была за 102 тысяч долларов.
Однако самая значимая продажа относится к картине «Последний день», которая была выставлена на аукционе Sotheby`s в 2006 году. Эта пастельная работа является одной из лучших последних творений художника, проживавшего в последние годы жизни в подмосковной усадьбе Введенское. Именно там Борисов-Мусатов находил покой и умиротворение и там создал ряд своих лучших пастелей. Картину, где мастеру отлично удалось передать настроение дня и спокойствие и неторопливость, с которыми женщины совершают прогулку, художник продал В.Э. Направнику, сыну главного дирижера Мариинского театра Э.Ф. Направника. На аукционе в 2006-м она была выставлена с эстимейтом 500 тыс, а с молотка ушла за 1,3 млн долларов.
Немного из биографии художника-горбуна
Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове в 1870 году в семье железнодорожного служащего Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Мальчик унаследовал от отца, редкое отчество. А имя деда по отцовской линии - Бориса Александровича будущий художник впоследствии присоединил сам в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов.
И так уж случилось, что в возрасте трёх лет маленький Витя очень неудачно упал с высокой скамьи и получил тяжелую травму позвоночника. Этот ушиб вызвал хронический воспалительный процесс, вследствие которого у мальчугана начал расти горб. Родители болезненно переживали постигшее несчастье и старались сделать все от них зависящее, чтобы вылечить сына. Но, ни в Москве, ни в Петербурге, куда отец возил мальчика, ничем не смогли помочь, и Виктор остался на всю жизнь «с прекрасной, гордо взнесенной головой и горбатым туловищем»,— по словам одного из его биографов.
Судьба зло подшутила над ним, и проблемы со здоровьем преследовали художника в течение всей его жизни. «Он мог бы стать стройным и сильным, как и другие. Он знал это и, однако, никогда не жаловался, не злился на жизнь, обошедшуюся с ним чересчур жестоко», — писал о Борисове-Мусатове саратовский литератор Александр Федоров. Да, он мог быть..., а стал«болезненным, маленьким, горбатеньким человеком с острой бородкой. - писал М. Добужинский, - Всегда очень изысканно одетым и элегантным...». «Он был трогателен, мил и сердечен», - вспоминал близко друживший с саратовским художником Игорь Грабарь.
И кто знает, как бы сложилась жизнь Виктора Эльпидифоровича после несчастного случая, если бы не любовь к художественному творчеству - он с шести лет настолько увлекся рисованием, что к четырнадцати годам занимался только живописью.
Первоначальные знания и навыки рисования Виктор получил от приходящего учителя рисования. Пытливо вглядываясь в окружающий его мир, он с большим воодушевлением изучал азы живописи. Это позволило юному таланту поступить в студию Саратовского общества изящных искусств, затем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а позже, созревшим юношей, перевестись в Петербургскую Академию художеств. При поступлении в академию начинающий живописец представился Борисовым-Мусатовым: с того времени он так и подписывал свои работы.
В Петербурге его учителем был известнейший педагог и художник своего времени Павел Петрович Чистяков. Обучался Борисов-Мусатов и в мастерской не менее знаменитого живописца Василия Поленова. Учился также три года в студии Фернана Кормона в Париже, где осваивал классические приемы рисования. В музеях и галереях французской столицы он изучал произведения искусства маститых художников мира. Был близок с художниками «Мира искусства». В 1895 году Борисов-Мусатов вступил в Союз русских художников.
Появление «мусатовской девушки»
Живя за границей и познакомившись с творчеством мастеров разных стран, разнообразных стилей и направлений, живописец более всего увлекся символизмом и импрессионизмом - полученные впечатления помогли мастеру найти свой живописный стиль.
Однако сложное финансовое положение вынудило Виктора Борисова-Мусатова вернуться из Парижа в Россию, где к тому времени в художественной среде также произошли значительные перемены. В искусстве свои позиции твердо занял символизм, а на место передвижников пришли Исаак Левитан, Михаил Врубель и Валентин Серов, которые кардинально обновили русскую живопись. И на фоне происходящего Виктору Эльпидифоровичу просто было невозможно не поддаться настроению перемен.
В 1898 году художник обосновался в Саратове, на своей малой родине, и в это время начался его самый плодотворный период — все увиденное, пережитое и наработанное художник воплотил в серии работ. Любимой его темой стало изображение барышень в старинных платьях на фоне старых поместий. Все критики того времени признавали, что по цветовой гамме и характеру мазка эти работы напоминали картины французских импрессионистов.
На «Автопортрете с сестрой» впервые появился образ задумчивой «мусатовской девушки», который стал характерным для большинства последующих картин художника. Присмотритесь, себя автор написал с краю, обрезав холстом, как на полотнах импрессионистов.
Старинные усадьбы на полотнах Борисова-Мусатова
Так, вдохновленный саратовскими окрестностями и заброшенными дворянскими усадьбами Борисов-Мусатов с упоением писал одну за другой свои картины, где девушки со старомодными прическами и в старинных платьях гуляли по пустынным усадебным парковым аллеям. При этом художник изображал не просто ушедшую эпоху, а искренне ностальгировал по прошлому...
Картина «Водоём» была написана летом 1902 года в Зубриловке в старинном имении князей Голицыных-Прозоровских под Саратовым. Это был самый счастливый период в жизни художника: его живопись пользовалась успехом, и девушка, в которую он долгое время был влюблён, дала ему согласие выйти замуж. Именно свою невесту, также художницу, Елену Владимировну Александрову (девушка, сидящая на берегу в синем платье), а также сестру Елену Борисову-Мусатову (стоящая девушка в розовом платье) художник изобразил на этом полотне. Они позировали художнику для подготовительных эскизов картины. И, как видим, автор совершенно не стремился передать портретное сходство с моделями, а лишь хотел показать образы двух молодых девушек, их гармоничное единство с безмятежным состоянием природы, а также покой и умиротворение.
Картина поразила современников своей новизной красок и поэтичностью. Впервые увидев готовую работу мастера, возлюбленная художника не сдержалась от искреннего восхищения. Ее похвала для него, была сильнее, чем какие-либо хвалебные статьи. А к слову сказать, в то время столичные художники и критики признали «Водоем» шедевром русской живописной школы.
Вскоре Виктор Эльпидифорович и Елена Владимировна обвенчались, а в декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна. Но, к сожалению, радость отцовства художнику испытать в полной мере не пришлось. Не прошло и года, как 35-летний Борисов-Мусатов скоропостижно скончался на руках своей жены в Тарусе, где провел последние дни жизни. Перенесенные операции кардинально ухудшили состояние его здоровья, к туберкулезу позвоночника добавилась болезнь почек и сердца. Все вместе взятое и привело к летальному исходу.
Похоронен художник на окраине города, на высоком берегу реки Оки. На могиле художника в 1910 году был установлен памятник работы его однокашника-саратовца скульптора А. Т. Матвеева. На постамент из красного гранита скульптор возложил фигуру мальчика – подростка. Тема спящего мальчика по его мнению, была созвучна жизненной трагедии Борисова-Мусатова. В наши дни в память о художнике место его захоронения называют "Мусатовским косогором".
«Он умер, оставив нам тихие образы. И хотя над его величавыми созданиями тихо несется время, они остаются... У времени и у них одно общее — вечность. Валы времени унесут, полыхая, его имя в даль веков, падая в темные глубины и снова вынося на гордые гребни», — сказал позднее писатель и друг художника Владимир Станюкович.
Преодолевать жизненные трудности и болезнь помогала живопись не только Борисову-Мусатову. Как со своими неизлечимыми недугами боролись некоторые знаменитые живописцы, читайте в нашей публикации: Недуги великих художников, как испытание силы духа: От чего страдали Кустодиев, Ренуар и другие.