Со временем было признано, что фильм может оказать очень глубокое влияние на аудиторию, а с 1930 по 1968 год даже существовал Кодекс производства кинофильмов, устанавливавший определенный набор моральных принципов для кинематографистов.
Сегодня такого рода обязательной цензуры больше не существует, а Кодекс заменен системой рейтингов MPAA. Но есть еще много способов, которыми создатели фильмов и студии пытаются привлечь к просмотру как можно большую аудиторию. Несмотря на это, есть и некоторые кинотеатры, которые предпочитают не показывать определенные фильмы по разным причинам, будь то моральные, финансовые или материально-технические.
«Звездные войны: Последние джедаи»
Пожалуй, самым популярным из недавних фильмов, которому отказывают в кинопоказах, является картина «Звездные войны: Последние джедаи».
Небольшой кинотеатр в Айове решил не показывать эту серию франшизы после ее выхода в декабре 2017 года. Это было обусловлено не конфликтом из-за содержания фильма, а проблемой с условиями студии "Диснея". По-видимому, студия требовала, чтобы киноленту показывали в каждом из крупнейших кинотеатров в течение как минимум четырех недель, и чтобы сама студия получала 65 % дохода от продажи билетов.
Это высокая цена, которую нужно платить за просмотр в любом маленьком городе, особенно в те дни, когда большой экран в значительной степени отодвинут на второй план из-за трансляций развлекательных программ. Конечно, «Последние джедаи» и без этого продолжил собирать кассовые сборы (общая сумма составила более 1 миллиарда долларов на международном уровне), но кто может утверждать, что маленькие кинотеатры смогли бы обеспечить плотный график посещаемости, чтобы оправдать такую высокую стоимость?
«Крадущийся тигр, затаившийся дракон: Меч судьбы»
В 2015 году сиквел «Крадущийся тигр, затаившийся дракон: Меч судьбы» стал первым фильмом, который был запрещен к показу кинотеатральной компанией из-за одновременного выхода на Netflix.
Опять же, поскольку многие кинотеатры изо всех сил пытаются конкурировать с потоковыми службами, борясь за предпочтения зрителей, вполне естественно, что владельцы кинотеатров опасаются такой несбалансированной сделки. Сам фильм показывал хорошие результаты после его выхода в Китае, но в США ему был оказан более холодный прием.
Хотя хореограф Юэн Ву-Пинг возвращается снова (на этот раз в качестве режиссера), и несравненная Мишель Йо повторяет свою роль Юй Шу Лиен, в этом сиквеле не хватает всего того, что сделало оригинальный фильм таким триумфальным в китайском кинематографе.
«Безродные звери»
После «Крадущегося тигра» с той же проблемой столкнулась картина «Безродные звери» Кэри Фукунага. AMC, Regal, Cinemark и Carmike, четыре крупнейших кинотеатра в стране, отказались показывать эту страшную драму о детях-солдатах в Западной Африке из-за одновременного выпуска на потоковом сервисе Netflix.
Эта скандальная демонстрация театральных бойкотов привела к тому, что показы фильма на широких экранах были значительно сокращены при сравнении его с менее известными фильмами арт-хауса, даже вопреки тому, что в нем снялся Идрис Эльба - один из самых плодовитых и популярных актеров последних лет.
Несмотря на эту неудачу, Эльба выиграл премию Гильдии киноактеров за свою актерскую работу, что не должно вызывать удивления. Он играет действительно несимпатичную роль, но его способность привносить серьезность в каждый проект соответствует тону всей киноленты в целом.
«Рома»
Конфликт между Netflix и основными кинотеатрами продолжается и по сей день, так как AMC и Regal объявили в 2019 году, что они не будут включать фильм «Рома» в свои показы «Оскара», снова ссылаясь на желание Netflix удерживать зрителей в своем потоковом сервисе.
Фильм - полуавтобиографическая драма, вдохновленная жизнью писателя-режиссера Альфонсо Куарона в одном из районов Мехико начала 1970-х годов. Главная героиня, Клео, является коренной мексиканкой, работающей горничной в богатой семье на фоне больших социально-политических потрясений.
Несмотря на отсутствие поддержки со стороны крупных кинотеатров, эта работа завоевала признание на церемонии вручения премии «Оскар», номинировавшись на десять (!) наград и в итоге выиграв три: Лучший режиссер, Лучший фильм на иностранном языке и Лучшая кинематография.
«Интервью»
Однако не все театральные отмены показов являются результатом конфликта между компаниями. Некоторые из них можно назвать вопросом общественной безопасности.
Комедия 2014 года «Интервью», режиссером и продюсером которой выступили Сет Роген и Эван Голдберг, была предметом шумной полемики, поскольку ее сюжет сосредоточен вокруг убийства Ким Чен Ына, нынешнего верховного лидера Северной Кореи. Когда стало известно о выходе фильма, группа хакеров, называющих себя «Стражами мира», угрожала, что трагедия в стиле 11 сентября постигнет любой кинотеатр, который решит показать картину, в результате чего Роген и актер Джеймс Франко отменили показы.
Вскоре после этого объявления Carmike, AMC, Regal и Cineplex заявили, что они не будут показывать киноленту, сославшись на безопасность в качестве основного аргумента. Поскольку многие сети не выпустили фильм, Sony решила полностью спустить свой кинематографический дебют, а тогдашний президент Барак Обама получил в свой адрес порцию критики за то, что уступил террористическим угрозам.
«Слендермен»
Из-за насилия, которое в картине выглядит просто ужасающе, театральная труппа из Висконсина решила не показывать фильм «Слендермен» в своих кинотеатрах в Милуоки и Уокеша летом 2018 года.
Как известно, Слендермен - вымышленный персонаж, родившийся из мемов на форумах Something Awful в 2009 году, криптид современного мира. В 2014 году две 12-летние девочки из Ваукеши (предположительно в знак уважения к этому страшному вымышленному существу) нанесли 19 ударов своей подруге, чуть не убив ее.
Из-за серьезности и преднамеренного характера преступления девочки были осуждены как взрослые и обвинены в покушении на убийство первой степени. Несмотря на то что жертва выжила, эта ужасающая трагедия, несомненно, оставила след в душах людей, которые, вероятно, были озадачены тем, что такие молодые девушки могут быть мотивированы до такой степени, чтобы спровоцировать насилие над другими. Театральная компания решила отказаться от показа из уважения к жертве, и ее, учитывая все обстоятельства, трудно обвинить в таком выборе.
«Красавица и Чудовище»
Некоторые ситуации не так опасны для жизни, как террористические акты или насилие над подростками в маленьком городке, но и с ними дела обстоят далеко не самым лучшим образом. Таков случай с кинотеатром под открытым небом в Алабаме, который отказался показывать живую диснеевскую экшн-версию «Красоты и Чудовища» из-за утверждений о том, что персонаж ЛеФу, лакей Гастона, гей. Владельцы кинотеатра подразумевали, что гомосексуализм неприемлем для всех возрастов, и что это грех, указав в процессе принятия решений на некоторые догмы христианской веры.
Конечно, любое независимое предприятие имеет право курировать определенные практики в соответствии со своими потребностями и идеалами. Это не означает, что эту цепочку нельзя критиковать за решение подвергнуть остракизму киноманов, которые, возможно, захотят увидеть свое отражение в средствах массовой информации. Независимо от того, можно ли считать ЛеФу примером представительства геев, к сожалению, этот кинотеатр решил провести дискриминацию на основе сексуальности вымышленного персонажа и направить всем четкое сообщение о том, что именно администрация не одобряет в этой картине.
«Житие Брайана по Монти Пайтону»
Конечно, религиозный пыл всегда был причиной споров в искусстве и СМИ. Так стало и с религиозной сатирой, в которой молодой еврей, родившийся в тот же день, что и Иисус Христос, ошибочно принимается за Мессию.
После выпуска фильма в 1979 году он фактически был запрещен в Ирландии и Норвегии из-за поднятия таких кощунственных тем.
Сам фильм ставит своей целью критиковать недоразумения в современной религии, а не разрушать чью-то веру в Бога или в Иисуса Христа. Но, как и в ситуации с «Красавицей и Чудовищем», зрители и владельцы кинотеатров спешат высказать свое собственное мнение по вопросам, которые влияют на их веру, прежде чем они увидят работу, о которой идет речь. Наследие фильма безопасно, что подтверждается переизданием картины с более чем 400 показами в Соединенных Штатах и Великобритании через 40 лет после первой премьеры.
«Последнее искушение Христа»
Более серьезный фильм, который черпал вдохновение из христианства и вызвал гнев у христианских кинозрителей, - это «Последнее искушение Христа» 1988 года выпуска, представляющий собой киноадаптацию Мартина Скорсезе романа Никоса Казандзакиса.
В фильме Иисус, которого играет Уиллем Дефо, борется с различными искушениями, представляя себя запутавшимся в некоторых ситуациях, которые противоречат определенным библейским изображениям Христа. После выхода киноленты организация под названием Mastermedia International объявила бойкот, который поддержали некоторые христианские радиопередачи, после этого начались протесты и, в конечном итоге, три театральные труппы США решили вообще его не показывать. А вот в Париже кинотеатр «Сен-Мишель» решил показать его себе же в ущерб - католическая группа фундаменталистов подожгла театр во время показа фильма. Пытаясь изобразить Христа и как Бога, и как человека, Скорсезе разжег пламя фундаменталистской религиозной ярости у себя на родине и за рубежом.
«Лицо со шрамом»
Большинство зрителей слышало о картине «Лицо со шрамом», фильме 1983 года с Аль Пачино в главной роли.
Но некоторые могут не знать, что на самом деле это римейк одноименного фильма 1932 года, в основе которого лежит роман, вдохновленный выдающимся гангстером десятилетия Аль Капоне. Хотя оригинал уже подвергался цензуре Кодекса, он все еще сталкивается с проблемами после представления на обозрение широкой публике. Многие итало-американцы сочли его оскорбительным, поскольку итальянские персонажи относились к отрицательным стереотипам гангстеров или бутлегеров в фильмах того времени. Сам фильм был запрещен в нескольких городах и штатах, включая Чикаго, где он, наконец, все-таки добрался до большого экрана в 1941 году.
Существует предположение, что гангстеры, включая самого Аль Капоне, не хотели, чтобы фильм показывали в кинотеатрах, потому что он выглядел слишком разоблачающим их преступный бизнес. Считается, что именно эта картина как раз и стала предвестницей создания Администрации Кодекса, чья работа заключалась в официальном обеспечении соблюдения правил производства кинофильмов. Спустя 50 лет его римейк окажется очень успешным, несмотря на насилие и противопоставление кубинским экспатам в качестве преступников, что перекликается с беспорядками, пережитыми итало-американцами еще в 30-х годах.