Эта история родилась в Лос-Анджелесе, где на Голливудском бульваре жил сценарист Джонатан Лоутон. Этот район был злачным местом, и ежедневно Лоутон наблюдал, как по вечерам на улицах собираются сутенеры, наркоторговцы, бездомные и представительницы «первой древнейшей». Голливудский бульвар представлялся ему местом рождения и смерти «американской мечты», и он задумал написать социальную драму о проститутке-наркоманке, жизнь которой завершается трагическим финалом.
Первоначальный вариант сценария был «неприятной историей о неприятных людях». Социопат-миллионер Эдвард случайно встречается с Вивиан, которую он «покупает» на несколько дней. Девушка в него влюбляется, так как он не издевается над ней, как другие клиенты, но его интересуют только ее услуги. И в финале он бросает ее и улетает в Нью-Йорк. Джулия Робертс рассказывала:
«Герой Ричарда в конце должен был вытолкнуть мою героиню из машины, швырнуть ей деньги, и эти купюры должны были разлетаться по асфальту».
Вивиан на эти 3 000 осуществляет мечту детства – едет в Диснейленд, но там она погибает от передозировки в одном из общественных туалетов. В таком виде сценарий, который назывался «3 000», не представлял большого интереса для продюсеров.
Однако этот проект, как это ни удивительно, показался перспективным подразделению компании «Disney», нацеленному на взрослую аудиторию. Они решили из депрессивной социальной драмы сделать романтическую сказку о Золушке с хэппи-эндом. Исполнительный продюсер Лора Зискин настояла на том, чтобы у главной героини не было вредных привычек и единственным ее недостатком была профессия. Только девушка с чистой душой, мечтающая о том, как покончить со своим темным прошлым, могла завоевать любовь главного героя и вызвать симпатии зрителей. Джулия Робертс говорила о своей героине:
«Вивиан торгует телом, но ее душа чиста. Она мечтает вырваться из порочного круга, но не знает, как это сделать. Эдвард показывает ей жизнь, к которой стоит стремиться. А ей в свою очередь удается изменить его».
Сценарист Джонатан Лоутон с поставленной задачей не справился, и правки пришлось вносить режиссеру Гарри Маршаллу. Однако сложности на этом не закончились. Поиски актеров длились довольно долго – никому из известных актрис не хотелось компрометировать себя подобной ролью. Свою репутацию побоялись запятнать Мэг Райан, Дэрил Ханна, Мишель Пфайффер, Мелани Гриффит и десятки других актрис, отказавшихся от предложения сниматься в этом фильме. В итоге роль досталась начинающей актрисе Джулии Робертс.
Актрисе на тот момент был всего 21 год, и хотя она уже успела сняться в нескольких фильмах, на студии ее считали слишком юной, малоизвестной и неопытной, и поэтому не хотели утверждать на роль. Увидев ее на пробах, режиссер все же настоял на своем. И потом ни разу не пожалел о своем решении.
На роль Эдварда Люьиса Ричарда Гира пригласили одним из первых. Но сценарий показался ему неинтересным, и он отказался от предложения. После этого на кастинг приглашали Джона Траволту, Аль Пачино и других актеров, но все они тоже не оценили перспектив работы в этом проекте. Тогда продюсеры решили все же убедить Ричарда Гира в том, что в паре с Джулией Робертс именно он смотрится наиболее гармонично. Актер все же дал свое согласие благодаря личной просьбе своей очаровательной партнерши и аргументам режиссера:
«Эдвард не вызвал у меня ни малейшего интереса. К тому же до этого я не снимался в комедиях. Но режиссер объяснил, что хочет снять картину, в которой мой образ навеет воспоминания о комедиях сороковых годов».
Интересно то, что герой Ричарда Гира должен был ездить на «Porsche» или «Ferrari», но эти компании отказались предоставить для съемок автомобили, опасаясь за имидж бренда – он не должен был ассоциироваться с «цеплянием» проституток. В результате зрители увидели героя за рулем спортивного «Lotus Esprit», и объемы продаж этой модели после выхода фильма выросли втрое.
Съемки дались Джулии Робертс очень тяжело. У нее действительно на тот момент было мало опыта, и она очень смущалась во время постельных сцен. Однажды она так разнервничалась, что вся покрылась крапивницей, и гримерам пришлось приложить немало усилий, чтобы скрыть пятна на ее коже. А в сцене, где она смотрела комедию и смеялась, режиссер решил пощекотать ей пятки для того, чтобы она по-настоящему расхохоталась в кадре.
Многие не знают о том, что на знаменитом постере к фильму на самом деле запечатлены только лица главных героев. А вот тела «принадлежали» дублерам. Это случилось из-за того, что после окончания съемок и Ричард Гир, и Джулия Робертс приступили к работе над другими проектами и не смогли приехать на фотосъемки. Свое тело героине «подарила» модель и актриса Шелли Мишель. А с фотографией героя вышла накладка: в фильме у актера седые волосы, а на постере он – жгучий брюнет. Оказалось, художники выбрали старый снимок актера, где он был моложе, чем в фильме.
Рабочее название фильма «3 000» изменилось только после того, как был заключен договор на использование в нем песни Роя Орбисона 1964 г. «Oh, Pretty Woman». И благодаря названию композиции родилась «Красотка». Премьера фильма состоялась в марте 1990 г. и вызвала такой невероятный успех, какого не ожидали даже продюсеры. При бюджете 14 млн долларов «Красотка» собрала в прокате 463 млн. Джулия Роберт получила номинацию на «Оскар» и премию «Золотой глобус» и перешла в разряд самых востребованных голливудских актрис.
Актеры выглядели на экранах такой гармоничной парой, что сразу после выхода картины появились слухи об их романе за пределами съемочной площадки. Однако они абсолютно не соответствовали действительности. Весной 1990 г., когда вышел фильм, Робертс закончила свои отношения с Диланом Макдермоттом и начала встречаться с Кифером Сазерлендом. А Ричард Гир в 1991 г. женился на другой «Красотке» – супермодели Синди Кроуфорд, брак с которой продлился до 1995 г.
Несмотря на ошеломительный успех фильма у зрителей, не все оценки были одинаково восторженными. И тогда, и сейчас романтическая комедия вызывает негодование у феминисток. Они обвиняют «Красотку» в пропаганде проституции и в поддержании стереотипа «женщина – товар, который продается и покупается». Никакой романтики в истории о продаже сексуальных услуг они не видят и не понимают ажиотажа вокруг этого фильма. Что, впрочем, не мешает остальным зрительницам смотреть его из года в год на протяжении вот уже почти 30 лет. «Красотка» стала одним из самых кассовых и популярных фильмов за всю историю мирового кинематографа.