Но даже в условиях тотального дефицита художники по костюмам умудрялись придумывать такие наряды, что они вмиг приобретали статус культовых. А девушки, вдохновленные стильными образами, бежали в ателье с просьбой сшить им платье «как у Нади из «Иронии судьбы». Вспомним, какие платья из советских фильмов стали легендарными. К слову, они и сейчас отлично впишутся в образы современных модниц.
Платье Леночки Крыловой из «Карнавальной ночи» (1956)
Наряды в стиле нью-лук, появившиеся с легкой руки Кристиана Диора, во всем мире завоевали популярность еще в 40-х годах. Однако советские модницы узнали о них лишь после фильма «Карнавальная ночь», а точнее, благодаря киногероине Леночке Крыловой в исполнении Людмилы Гурченко. Эффект был сравним с разорвавшейся бомбой: миллионы советских девушек побежали к портнихам заказывать эффектные наряды. Но особенно зрительницам пришлось по душе черное приталенное платье с пышной юбкой, рядом пуговиц по всей длине в сочетании с белой муфтой. Но, вероятно, на образ бы особо не обратили внимания, если бы другая актриса появилась вместо невероятно стройной Людмилы Гурченко, окружность талии которой, по слухам, была всего 48 см.
К сожалению, легендарное платье не сохранилось – его съела моль в одной из костюмерных «Мосфильма». Неизвестно и то, кто создал этот шедевр.
Платье Наташи Ростовой из «Войны и мира» (1966)
После выхода на экраны фильма Сергея Бондарчука сложно представить Наташу Ростову на своем первом большом балу в другом платье. И это неудивительно, ведь не зря эта экранизация бессмертного романа Льва Толстого считается одной из самых дорогих в советском кинематографе. Режиссер не только привлек настоящий кавалерийский полк для съемок военных действий, но и показал настоящую мебель и аксессуары 19 века. Естественно, и костюмы шили (а их было 12 тысяч) максимально приближенные к моде того времени. Но платье Наташи Ростовой, которое примерила на себя актриса Людмила Савельева, оказалось вне конкуренции. Нежное, легкое, воздушное одеяние стало той самой деталью, без которой сейчас представить образ невозможно. Но стоит отметить, что у Толстого героиня была в «белом дымковом платье на розовых шелковых чехлах, с розанами в корсаже».
Платье Нади Шевелевой из «Иронии судьбы…» (1975)
Вы ошибаетесь, если думаете, что элегантные платья-рубашки – это веяния современной моды. Удивительно, но подобный ныне актуальный фасон больше 40 лет назад примерила героиня Барбары Брыльска в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!». Да-да, это тот самый горчичный наряд в стиле сафари, который в 1975 году буквально свел с ума всех женщин СССР. После выхода на экраны фильма креп (ткань, из которого чаще всего шили подобное платье), было не достать, а в ателье не было отбоя от заказов.
Интересно то, что сама Брыльска не считала это платье особенным и даже не хотела в нем сниматься. Тем более за три года до «Иронии судьбы…» этот же наряд можно было увидеть в фильме «Опасный поворот». Создателем платья была Ольга Кручинина, которая для Барбары урезала длину юбки.
Впрочем, платье-рубашка оказалось вне времени именно благодаря скромной учительнице русского языка и литературы Наде Шевелевой. А дополнения в виде прически с завитыми концами и меховой шапки-кубанки еще долгое время были непременными составляющими образов советских модниц.
Платье Людмилы Прокофьевны из «Служебного романа» (1977)
Алиса Фрейдлинх – одна из немногих актрис, которые не боятся играть «некрасивых» героинь. Более того, она сама лично помогала создавать образ «мымры» Людмилы Прокофьевны, придумала неженские походку и жесты. Но стоит отметить, что невзрачный коричневый костюм главной героини тоже весьма неплох: если обыграть его интересными деталями и аксессуарами, то получится стильный современный офисный комплект.
Во второй части фильма настал долгожданный момент «до и после», который так любят современные модные телепередачи: из «мымры» Людмила Прокофьевна превратилась в прекрасного лебедя. Особо хотим отметить синее клетчатое платье, которое было создано в духе всех модных веяний того времени: клетка, большие пуговицы, широкие карманы, пояс, делающий акцент на талии, длина миди. Алиса Фрейдлинх до сих пор вспоминает, что после звездной роли получила множество писем от поклонниц, которые рассказывали, что под ее влиянием поменяли прическу, приобрели похожее платье и просто привели себя в порядок.
Платье Зиночки из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
Наряды жены инженера Тимофеева Зины можно внести в эту подборку, в первую очередь, за смелость и яркость. Ведь советские женщины не всегда могли позволить себе такие заметные вещи, да и на прилавках подобных моделей просто не было. А тут на экране буйство красок, нетипичные силуэты, интересные детали и крой.
Создавал весь гардероб героини Натальи Селезновой тогда еще никому не известный Вячеслав Зайцев. Но стоит особое внимание уделить короткому красному платью-рубашке. Во-первых, оно было очень смелым для того времени: где это видано, чтобы советские женщины так оголяли ноги? Во-вторых, хотя фильм был снят в 1973 году, образ героини был вдохновлен легендарной Твигги, популярной на Западе в 60-х. В-третьих, топ в морском стиле, яркий макияж и роскошные локоны гармонично дополнили образ.
«Платье, как у Зины» стал самым популярным поисковым запросом в советских ателье по пошиву одежды. А чтобы мастера максимально точно воспроизвели модель, девушки еще раз пересматривали фильм и перерисовывали образ.
Платья Кати и Людмилы из фильма «Москва слезам не верит» (1980)
Именно платья, опечатки здесь нет. Ведь выбрать из целой коллекции шикарных нарядов один просто не представляется возможным – все они, можно сказать, стали легендарными. Вспомните хотя бы образы Кати и Люды во время первой встречи с молодыми людьми. Или же вы наверняка не забыли платье в черно-белую полоску, в которое героиня Ирины Муравьевой переодевается после смены на хлебозаводе. А стиль зрелой Кати Тихомировой и вовсе стал образцом для всех бизнес-вумен страны.
Жанна Мелконян, благодаря которой и появились наряды героев «Москвы слезам не верить», вспоминала, что их, художников по костюмам, называли детьми подземелья. Они постоянно были в поисках, бегали от одной мастерской к другой, после шорных цехов направлялись в красильные… Ведь в условиях тотального дефицита было сложно что-либо путное достать. К примеру, капроновую кофточку для Кати сшили из ткани, которая была предназначена для школьных воротников. А для знаменитого серого твидового костюма-тройки ушло больше десяти пар мужских брюк. В целом же, многие платья героинь шились из галстучной ткани.