Люди 19 века были скованы в жесткие рамки, в том числе и весьма формализированную одежду. Но когда они разоблачались, снимая корсеты и турнюры, то становились обычными нормальными людьми.
Для этой картины позировали две художницы из тусовки импрессионистов, не натурщицы, а тоже живописцы. «Большие купальщицы» Ренуара считаются единственной монументальной картиной с обнажёнными женщинами, написанной каким-либо художником-импрессионистом в период между «Олимпией» Эдуара Мане (1863) и «Большими купальщицами» Поля Сезанна 1900-х.
Ренуар женщин обожал, о чем, глядя на эти картины, догадаться не трудно. Чаще всего они у него рыжие, и всегда пышнотелые, как у коллеги Рубенса. Но кожа у импрессионистов не так блестит, как у художников барокко, поэтому эффекта болезненности целлюлита не создается.
А вот в эпоху Возрождения для оправдания создания картины с ню надо было прикрываться сюжетом из античной мифологии. Не обязательно добрым. Вот тут: мальчик подглядывал за девочками, девочки обиделись, превратили его в оленя и отдали на растерзание собакам. Хорошо иметь суперсилы! (Обратите внимание на сапоги оленя).
Одна из первых картин в искусстве, где у женщины под мышками нарисованы волосы. Курбе еще тот был эпатажник. (Картину "Сотворение мира" на работе чур не гуглить, я предупредила).
Миф про ундин очень интересная иллюстрация известной женской мании: короче, по легендам эти морские девы могут обрести бессмертную душу только если родят ребенка (от земного мужчины, разумеется). Душа по залету, гм.
А вот один из редких примеров изображения женщиной обнаженной натуры -- им ее не ставили в классах для позирования из соображений приличия. Приходилось нанимать натурщиков частным образом.
На городских пляжах, приличных, в 19 веке можно было купаться только в купальных костюмах, напоминающих палатки. С юбками! И желательно, не выходя из купального домика. Но чо-то мне подсказывает, что очень многие этими правилами приличия пренебрегали!
А вот картина, созданная годом позже предыдущей, и тут уже полным ходом наступление модернизма, который в итоге полностью откажется от реалистичности. Но пока разглядывать детали еще интересно -- много подробностей из жизни.
Еще важная деталь: все это счастливое время, когда никто и не представлял, что дети в таком виде это ай-ай-ай и выставки надо закрывать.
Для всех русалок позировала одна и та же девушка по имени Джейн Хейлз.
Ну ладно, пусть под конец одна девушка все-таки будет в купальнике, наступает ХХ век и живопись скоро умрет.