Ласло Мохой-Надь (Moholy-Nagy László; 20 июля 1895 — 24 ноября 1946 гг.) — знаменитый венгерский художник первой половины ХХ века, выдающийся гений авангардизма. Ласло Мохой-Надь был пылким приверженцем интеграции новейших промышленных технологий в различные сферы культуры, он оставил заметный след в истории изобразительного искусства и кинематографа. Творчество мастера высоко ценили современники, а его биография насыщена интересными событиями и яркими достижениями.
Ласло Мохой-Надь также был авторитетным теоретиком искусства и на протяжении многих лет вел активную преподавательскую деятельность. Именем этого великого человека назван престижный университет в столице Венгрии, а лучшие шедевры гениального мэтра в наши дни хранятся во многих музеях США и Европы.
Биография Ласло Мохой-Надя
Ласло Мохой-Надь (настоящее имя — Ласло Вайс) появился на свет 20 июля 1895 года в зажиточной еврейской семье в деревне Бачборшод, расположенной на юге современной Венгрии. Когда мальчику исполнилось пять лет, его отец бросил жену с тремя малолетними детьми, и они переехали жить к брату матери Густаву Надю — влиятельному юристу. Именно в честь этого близкого родственника в возрасте пятнадцати лет Ласло изменил свою фамилию на Надь, а позже добавил к ней приставку Мохой по названию одноименного города, где он провел свое детство.
После гимназии Ласло поступил в Будапештский университет на факультет права, а дядя спонсировал его обучение. Еще будучи студентом юный Надь начал писать стихи и некоторые из них были напечатаны в местной газете. Впрочем, беззаботная жизнь юноши закончилась вскоре после начала Первой мировой войны, когда его призвали в австро-венгерскую армию. Ласло присвоили чин младшего офицера и направили на восточный фронт служить в артиллерии. Именно тогда он увлекся живописью, создавая зарисовки в полевом блокноте мелками и акварельными красками.
По окончании войны Ласло Мохой-Надь, к огромному сожалению дяди Густава и матери, не вернулся в университет. Уйдя в отставку из армии в 1918 году, он поступил в частную художественную школу Роберта Берени (Róbert Berény). Во время социалистической революции молодой человек ненадолго увлекся коммунистическими идеями, но быстро разочаровался в них и всю дальнейшую жизнь оставался в стороне от политики.
Первая выставка картин художника состоялась в Сегеде в ноябре 1919 года, но публика и критики прохладно отнеслись к его работам. Уязвленный холодным приемом, Ласло решил покинуть Венгрию и отправился в Вену. В столице Австрии он прожил год, после чего переехал в Берлин, где познакомился с юной девушкой по имени Люсия Шульц. Молодые люди полюбили друг друга и вскоре поженились. Благодаря первой супруге Ласло увлекся фотографией и именно этот вид изобразительного искусства впоследствии принес ему всемирную славу.
Уже первая выставка фоторабот Мохой-Надя в 1922 году имела оглушительный успех. Критики наперебой хвалили молодого художника, он быстро стал любимцем берлинской публики и обзавелся множеством новых друзей из числа столичной богемы. Тогда же он познакомился с авторитетным архитектором Вальтером Гропиусом (Walter Gropius), который пригласил Ласло на работу в недавно открытую в Веймаре школу Баухаус (Bauhaus).
Пять лет посвятил преподавательской работе в престижном учебном заведении Мохой-Надь, написав за это время несколько книг по теории искусства и став одним из наиболее уважаемых профессоров. Но в 1928 году власти Веймара прекратили финансирование школы и Ласло вместе с Гропиусом подали в отставку. Тогда же художник развелся со своей первой женой и вернулся в Берлин. Помимо живописи и фотоискусства, он увлеченно занимался рекламной графикой, изготовлением театральных декораций и даже съемкой черно-белых фильмов, добившись серьезных успехов и в этих сферах деятельности.
В 1931 году Ласло женился во второй раз на немецкой актрисе Сибилле Пицш (Sybille Pietzsch). Этот брак оказался намного удачнее первого, в нем у художника родилось двое прекрасных дочерей — Хаттула и Клаудия. Но после прихода нацистов к власти в Германии началось жесткое преследование евреев и Мохой-Надь с семьей в 1934 году уехали в Амстердам, а спустя еще год перебрались в Лондон. Впрочем, в Англии они прожили недолго, уже в 1937 году художник получил приглашение от своего давнего друга Вальтера Гропиуса с просьбой возглавить Новую школу Баухаус в Чикаго, и они с женой отправились в США.
Обладая недюжинной деловой хваткой, Мохой-Надь быстро обзавелся в Америке полезными знакомствами и организовал щедрое финансирование учебного заведения. Он стал очень успешным директором школы, а в свободное от работы время занимался фотографией, живописью, графикой и промышленным дизайном. Казалось, что впереди у Ласло долгая счастливая жизнь, но этим мечтам не суждено было сбыться.
Вскоре после окончания Второй мировой войны врачи диагностировали у мастера страшный диагноз — рак крови. Превозмогая боль, художник до самой смерти продолжал заниматься творчеством и возглавлял только что созданный Институт дизайна, но болезнь быстро разрушила его организм. 24 ноября 1946 года Ласло Мохой-Надь умер в своей чикагской квартире и был погребен на местном кладбище под скромным могильным камнем.
Самые известные работы Ласло Мохой-Надя
Гениальный венгерский художник оставил потомкам богатое творческое наследие. Среди множества прекрасных шедевров, созданных мастером, особо выделяются самые известные работы Ласло Мохой-Надя:
- «Великая машина эмоций» (1920) — одно из первых произведений в стиле футуристического конструктивизма, выполненных автором. Художник разместил на обычном холсте разноцветные символы технического прогресса, вызывающие у зрителя различные ассоциации.
- «Ревность» (1927) — шедевр фотоискусства, созданный мастером из нескольких фотоснимков и листа светлого картона. Женщина в купальном костюме обращена лицом к зрителю на фоне черного силуэта мужчины в дверном проеме.
- «Космический модулятор с доказательствами» (1942) — новаторская работа художника, изготовленная из куска оргстекла и деревянного предмета необычной формы. Особую загадочность этому произведению придают несколько цветных символов, нанесенных на прозрачное стекло.
- «Вращающиеся стержни» (1946) — шедевр кинетического искусства, созданный гением незадолго до смерти. Вращающиеся стержни, подвижно закрепленные на светлой панели, готовы прийти в движение от малейшего ветерка.
Ласло Мохой-Надь по праву считается одним из величайших художников-новаторов ХХ столетия. Он подарил человечеству сотни уникальных работ в сфере фотографии, графики и живописи, которые до сих пор вызывают чувства восхищения у миллионов людей по всему миру.