Зрители, увидев изменившихся до неузнаваемости былых кумиров в их последних фильмах, разделились на 2 лагеря: половина была благодарна своим любимицам за то, что они продолжали их радовать на экранах, а половина осуждала за то, что не смогли вовремя «уйти красиво». А вы на чьей стороне?
Любовь Орлову все знали как звезду №1 кино 1930-1940-х гг. Она заслужила не только всесоюзную, но и мировую славу благодаря фильмам своего мужа, режиссера Григория Александрова: «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Весна» и др. Но немногие знают о том, что свою последнюю роль она сыграла в фильме «Скворец и Лира» в 1974 г., за год до своей кончины. Правда, тогда зрители так и не увидели этого фильма – военную драму о супругах-разведчиках не выпустили в прокат из-за разразившегося в 1974 г. шпионского скандала с арестом в Западном Берлине разведчика КГБ Гюнтера Гийома. Но в кулуарах шептались о то, что фильм и без этого не выпустили бы на экраны, ведь в нем 72-хлетняя актриса играла 25-летнюю героиню! Конечно, Любовь Орлова великолепно выглядела для своих лет, но рядом с Петром Вельяминовым, который играл роль ее супруга, будучи моложе на 25 лет, она смотрелась нелепо. Злые языки тут же окрестили эту картину «Склероз и климакс», а зрители увидели ее только в 1996 г. – наверное, к счастью для Орловой, так как при жизни она не услышала шквала обрушившейся на нее критики.
Говорили, что в погоне за вечной молодостью и красотой Любовь Орлова одной из первых советских актрис прибегла к помощи пластических хирургов. Позже ее примеру последовали многие звезды кино. Наверное, наибольшее количество споров и скандалов разгорелось вокруг изменений во внешности Людмилы Гурченко. Оставим в стороне оценочные суждения по поводу успеха или неуспеха этих операций. Куда интереснее, как легендарная актриса выбирала свои последние роли. Как ни странно, ей всю жизнь словно приходилось доказывать, что она имеет право появляться на экранах. Еще в 1982 г., выпустив книгу «Мое взрослое детство», она получила тысячи писем от зрителей. Актриса делилась впечатлениями: «А один вопрос взбудоражил меня, как никакой другой: «Как вы выбрались из этой глубокой темной ямы забвения?» Это взгляд со стороны. Как точно и горько. А я все барахталась, карабкалась к свету, не представляя, что нахожусь в яме».
В начале нового столетия ей снова пришлось выбираться из «ямы забвения», ведь в 1990-х она почти не снималась. Последним фильмом, в котором Гурченко появилась не в качестве камео, а сыграла роль, стала ее единственная режиссерская работа «Пестрые сумерки». Сюжет был автобиографичным: знаменитая актриса помогает молодому слепому музыканту – так же, как это было в ее реальной жизни. Но и после этого Людмила Гурченко продолжала появляться на экранах – в 2010 г. она отпраздновала свое 75-летие на сцене, о чем сняли телешоу-бенефис «Марковна. Перезагрузка», а в 2011 г. снялась в фильме «Легенда. Людмила Гурченко», основанном на клипах и монологах артистки. А 30 марта 2011 г. легендарная актриса ушла из жизни.
В 1960-х гг. одной из самых популярных актрис была Татьяна Самойлова, всесоюзную известность которой принесли фильмы «Летят журавли» и «Анна Каренина». А в 1980-х гг. она практически перестала сниматься в кино – время от времени ей предлагали только эпизодические роли. Актриса признавалась: «Так сложилась жизнь, что звездой я была недолго. Я снялась в 20 фильмах. А потом как-то неожиданно для самой себя поняла, что все прошло мимо... Что осталось? Рожать надо было. А я себя посвятила кино». Ее последним появлением на экранах стала эпизодическая роль в фильме «Нирвана» в 2008 г. А 4 мая 2014 г. Татьяна Самойлова ушла из жизни в свой 80-й день рождения.
Звезда фильма «Три плюс два» Наталья Фатеева в 1980-х гг. тоже осталась практически без работы, а в 1990-х о ней и вовсе забыли. Актриса говорила: «Пика популярности» у меня никогда не было. Я не относилась к «модным», «престижным» артистам, никто меня в звезды не выводил, в лауреаты не толкал... И мне приходилось постоянно доказывать, что я не только красива, но что я еще и что-то собой представляю… Я всегда много работала. Не было больших ролей – бралась за маленькие, возникала пауза между съемками – ехала с концертами, выступлениями на Урал, в Сибирь, Казахстан… Мне очень страшно. Как жить, как играть? В Театре киноактера – раздоры, свары и отсутствие зрителей. В кино – неизвестно, когда и что будет… Я не вписываюсь в новые времена, тут все чужое». Недавно Наталье Фатеевой исполнилось 84 года, а на экранах она в последний раз появилась в 2013 г. в фильме «Летящие по ветру листья».
Звезда фильмов «Укротительница тигров», «Укрощение строптивой», «Большая перемена» Людмила Касаткина в 1990-х гг. тоже пропала с экранов – после 1993 г. она сыграла всего в 4-х фильмах. Зато на театральной сцене она выступала практически до последних дней – театр всегда стоял для нее на первом месте. В последние годы актриса страдала болезнью Альцгеймера, что привело к провалам в памяти, а 22 февраля 2012 г. она ушла из жизни. Ее последней работой в кино стала главная роль в фильме «Потерянные в раю» в 2006 г.
А вот Надежда Румянцева сознательно на пике своей популярности ушла из кино – вскоре после триумфа в фильмах «Девчата» и «Королева бензоколонки» она вышла замуж за дипломата Вилли Хштояна и уехала вместе с ним за границу, где он работал. Вернувшись в СССР в конце 1970-х гг., Румянцева практически не получала новых предложений от режиссеров, и она занялась озвучиванием мультфильмов и зарубежных сериалов. В последний раз она появилась на экранах в 2004 и 2005 гг. – в главных ролях в фильмах «Чудная долина» и «Нечаянная радость». А в апреле 2008 г. Надежда Румянцева скончалась от опухоли мозга в возрасте 77 лет.