Людвигсбургский фарфор: изысканные скульптуры и посуда в стиле рококо
896
просмотров
Фарфор Людвигсбург (Ludwigsburg) выпускался в Германии с XVIII века. Редкость и желанная находка для коллекционера

Фарфор Людвигсбург (Ludwigsburg) выпускался в Германии с середины XVIII века. Мануфактура была основана по приказу герцога Карла Евгения Вюртембергского (Karl Eugen von Württemberg) для производства художественных изделий высочайшего качества из твердого фарфора. Фарфор Людвигсбург создавался для украшения дворца и роскошных подарков знатным особам, поэтому он быстро прославился. Со временем фабрика, как и многие ей подобные, стала терпеть убытки и закрылась. Классическое клеймо этой марки — две пересекающиеся буквы «C» синего цвета, увенчанные короной.

Фарфор Людвигсбург. Фигурки музыкантов
Фарфор Людвигсбург. Фабричный знак 2006 года

История фарфора Людвигсбург

Фарфор Людвигсбург мог появиться раньше: попытки основать новую мануфактуру предпринимали и предшественники Карла Евгения. Задачу осложняло неудачное, с точки зрения фарфорового производства, расположение города: поблизости нет ни подходящей глины, ни леса для печей. Но потребность в прекрасном «белом золоте» для двора была велика, и 5 апреля 1758 года герцог открыл производство с намерением субсидировать его.

Фарфор Людвигсбург. Скульптура «Турок на носороге», 1760

Фарфор Людвигсбург стал выпускаться с 1759 года, когда пост директора занял опытный специалист Йозеф Якоб Ринглер (Joseph Jakob Ringler). Ранее он работал на мануфактуре Нимфенбурга. Также были приглашены и другие мастера высочайшего уровня. Вскоре производство достигло расцвета — первые двадцать лет считаются лучшими в истории фабрики. Художники расписывали каждое изделие вручную, создавая творения высочайшего качества. Успеху способствовала и Семилетняя война, которая создала сложности для Мейсенской мануфактуры.

Фарфор Людвигсбург. Письменный прибор с амурами и подсвечниками, около 1765

Главным художником Людвигсбургской фабрики стал Готлиб Фридрих Ридель (Gottlieb Friedrich Riedel), работавший ранее в Мейсене. До конца 1770-х он создавал великолепные вазы и сервизы в стиле рококо. Например, знаменит роскошный сервиз, созданный в подарок итальянскому графу Джованелли. Одновременно с Риделем работал Иоганн Вильгельм Бейер (Johann Wilhelm Beyer), создававший сложные скульптуры музыкантов и артистов. Отдельные его произведения уже в тот период демонстрируют влияние классицизма.

Фарфор Людвигсбург. Часть сервиза с гербом Мартинелли-Джованелли работы Готлиба Фридриха Риделя, 1763

В 1775 году Карл Евгений вместе с двором перебрался из Людвигсбурга в Штутгарт, и фабрика стала приходить в упадок. Положение усугублялось тем, что рокайльные цветочные узоры выходили из моды, а Ридель не хотел ничего менять. В 1805 году, когда распалась Священная Римская империя, Людвигсбургская мануфактура стала называться Королевской, но по-прежнему оставалась убыточной. Спустя двадцать лет король Вюртемберга Вильгельм I (Wilhelm I. Friedrich Ludwig) попытался продать ее, но не нашел покупателя и закрыл фабрику. Коллекция форм, рецептов и гравюр была сохранена в архиве.

Фарфор Людвигсбург. Скульптура «Три танцора», 1763

Фарфор Людвигсбург в XX и XXI веке

В начале XX века на право стать правопреемником Людвигсбургской мануфактуры и использовать ее клейма претендовали Вюртембергский фарфоровый завод и основанная в 1919 году фабрика «Альт-Людвигсбург». Оба предприятия оказались малоприбыльными и закрылись с разницей в несколько лет.

Новую попытку возродить Людвигсбургский фарфор предпринял Отто Ваннер-Брандт в 1948 году. Он приобрел права на товарный знак и стал использовать в производстве оригинальные формы XVIII столетия, что принесло ему немедленный успех. Через двадцать лет предприятие переехало в Людвигсбургский дворец, а с 1994 года стало получать городские субсидии.

Фарфор Людвигсбург. Скульптура «Истина», 1770

Все изделия, как и в прошлые времена, окрашивались вручную. Ассортимент периодически пополнялся новыми художественными изделиями. Пример — сервиз «Гинкго Билоба» со стихотворными строками Гёте (Johann Wolfgang von Goethe). Но несмотря на финансовую поддержку, мануфактура испытывала все более серьезные с проблемы и закрылась в конце 2015 года.

Фарфор Людвигсбург. Современный кофейный сервиз «Гинкго Билоба»

Чем славится Людвигсбургский фарфор?

Продукция фабрики немного уступает в белизне изделиям Франкенталь и других немецких фарфоровых мануфактур. Но художественное качество этих предметов позволяет сравнивать их с лучшими образцами европейской керамики. Особенно знамениты следующие виды фарфора Людвигсбург:

  • Фигурки музыкантов и танцоров, в том числе в новых на момент создания костюмах для придворного балета.
  • Миниатюрные скульптурные группы высотой около 7 см на тему Венецианской ярмарки и сцен из жизни простого народа.
  • Фигурки сатирического характера, высмеивающие придворную моду. Например, высоту причесок у дам и размеры бантов у кавалеров.
  • Столовая посуда, шкатулки и вазы с роскошными цветочными узорами в стиле рококо.
Фарфор Людвигсбург. Скульптура «Большой бант», 1770

Покупка фарфора Людвигсбург

Фарфор Людвигсбург XVIII века — большая редкость. Лучшая его коллекция размером в 2 000 экспонатов хранится в музее керамики в Людвигсбургском дворце — где и создавались эти произведения искусства. Изделия XX века найти легче, но и они постепенно становятся все более дорогими, ведь фабрика закрыта и новой продукции не выпускает. Приобрести статуэтку этой мануфактуры — большая удача для коллекционера.

Фарфор Людвигсбург. Скульптура «Прическа», 1770

Людвигсбургская фабрика на всем протяжении своей истории оставалась одной из самых маленьких в Европе, а все ее изделия расписывались вручную. Понятно, что такого фарфора не может быть много. Маловероятно повстречать его в обычной антикварной лавке, но иногда изумительные фигурки и части сервизов появляются на тематических аукционах.

Фарфор Людвигсбург. Современный сервиз с маковым узором
Фарфор Людвигсбург. Сервиз «Мокко»

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится