Магический реализм Мириам Эскофет: портрет Елизаветы II в самоизоляции, богиня-мать и волшебные миры
Мириам Эскофет родилась в Барселоне, в 1967 году, в подростковом возрасте покинула солнечную Испанию и оказалась в туманной Англии, однако сохранила любовь к каталанскому языку и культуре родной страны. Она очень рано пристрастилась к живописи, ведь ее отец, Хосе Эскофет, тоже художник (пару раз они даже делали совместные выставки и опубликовали несколько книг вместе). Дом семьи Эскофет был просто завален предметами искусства, ценными книгами, множеством необычных вещей, которые вдохновляли и до сих пор вдохновляют Мириам.
Художница изучала керамику и 3d-графику – поэтому, быть может, ее работы так иллюзорно объемны и осязаемы. Свой творческий путь Мириам, как и ее отец, искала самостоятельно, экспериментируя с материалами и технологиями. Сегодня она – одна из ключевых фигур художественной жизни Великобритании. С 2011 года она преподает искусство в культовом колледже St.Martins, выпускники которого формируют культурную среду Великобритании уже много лет. И, конечно, активно занимается живописью сама – ежегодно участвует в престижных художественных выставках. Работы Мириам хранятся в художественных галереях по всему миру, вместе со своим отцом она опубликовала несколько книг, ее картины украшают обложки множества изданий. С 1996 года состоялось семь персональных выставок художницы.
Работы художницы относят к магическому реализму, она сама использует слово «гиперреализм» и в своем творчестве отталкивается от аллегорий и орнаментики готики, ренессанса и классицизма.
Главное для Эскофет – передача пространства, высокая детализация, крайний реализм фантастической ситуации. Она объединяет природные мотивы и предметы искусства, античные образы и фрагменты архитектуры, искривленные стволы деревьев и загадочные маски, ее мир полон странных символов, таких узнаваемых и в то же время не поддающихся точной интерпретации.
И даже обыденные образы – например, портреты пожилых родителей художницы – оказываются наполнены скрытым символизмом, содержат в себе нечто потустороннее. Мириам считает, что задача искусства – переносить зрителя в ранее неизведанные миры, наполнять его изумлением и восхищением, удивлять и расширять сознание.
Ее сюрреалистические пейзажи и натюрморты – не просто живопись. Художница создает множество декораций, макетов и муляжей, чтобы добиться максимально полной передачи образов. Ее мастерская завалена сложными конструкциями, старинными вещами и созданными ею самой объектами, которые она использует для постановок.
Эскофет пишет маслом в технике лессировки, накладывая тонкие слои краски один за другим – так ее картины выглядят невероятно реалистичными, фотографически точными. Работа над каждой картиной может длиться несколько месяцев – до тех пор, пока художница не ощутит, что полотно наконец-то готово.
Сказочные миры художницы зачаровывают и притягивают, как магнит, однако признание профессионального сообщества Мириам Эскофет завоевала в первую очередь как портретистка. В 2014 году она стала ассоциированным членом Королевского общества портретистов Великобритании, в 2015 получила премию фонда пэров Берка для художников классического портрета.
В 2018 году она выиграла самую престижную премию в области портретной живописи - BP Portrait, за работу «Ангел за моим столом». Художница изобразила свою мать, хрупкую седовласую женщину, за кухонным столом, во время чаепития. Работа выполнена в светлых тонах, практически в оттенках белого, от нее веет невероятным спокойствием, чем-то неземным. У этой картины есть несколько символических уровней – здесь и любовь матери Мириам к семейным чаепитиям, и материнская фигура как архетип… Художница говорит, что хотела «передать идею Вселенской Матери, которая находится в центре нашей психики и эмоционального мира». На столе, ближе к зрителю – крошечная фигурка Ники Самофракийской, сияющей и трепещущей.
В 2020 году Мириам Эскофет в течение семи месяцев трудилась над созданием портрета королевы Великобритании Елизаветы II по заказу Министерства иностранных дел. Это не первый портрет королевы, выполненный Мириам, но, по ее словам, самый удачный. Она стремилась передать жизненную энергию королевы и ауру ее величия, ее человечность и душевное тепло. Елизавета в элегантном голубом платье сидит в кресле – она словно на миг оторвалась от чаепития, чтобы взглянуть на собеседника. На столике возле нее – пышный букет цветов и изящная чашка. За спиной Елизаветы можно разглядеть фрагмент портрета ее прабабушки, королевы Шарлотты, написанный знаменитым художником Томасом Гейнсборо. Мириам лишь дважды встречалась с королевой, чтобы сделать предварительные наброски. Из-за эпидемии коронавируса работа над картиной велась «на удаленке», а ее презентация была проведена в июле этого года дистанционно, в формате видеоконференции.
Правда, не обошлось и без критики – например, издание Telegraph называет новый портрет китчевым и скучным, указав, что на его фоне даже скандальный портрет кисти Люсьена Фрейда заслуживает одобрения. Однако это вовсе не разочаровала Мириам! Ведь сама королева горячо одобрила портрет и пожелала художнице как можно больше новых интересных проектов. А еще ее развеселила небольшая деталь: чайная чашка на столике… пуста. Дело в том, что вместо напитка Эскофет «поместила» туда эмблему Министерства иностранных дел. Именно в офисе министерства будет висеть оригинал работы. Елизавета II выразила желание поскорее увидеть картину вживую, однако пока что это невозможно – Ее Величество все еще находится в самоизоляции.