Макико Футаки: легенда японской анимации, которую нельзя не любить, если ты любишь Тоторо и Поньо
751
просмотров
Её называют одной из ключевых создательниц того, что мы знаем как шедевры Миядзаки — но для западного зрителя её имя всегда оставалось «за кадром». И тем не менее, скольким русским поколения тридцатилетних дороги её «Ведьмина служба доставки» и «Мой сосед Тоторо»…

Не секрет, что над мультфильмами всегда работает группа аниматоров, хотя на первом плане всегда есть лидер, которого знают по имени, будь то Дисней, Норштейн или Миядзаки. Но в его команде всегда есть люди, которых можно считать почти настолько же определяющими знаменитый стиль студии. Для Миядзаки это была Макико Футаки, участница практически всех проектов студии «Гибли».

Более того, в «Принцессе Мононоке», «Ведьминой службе доставки», «Ветер крепчает» она была ключевым, главным аниматором, и многие наши любимые сцена обязаны своим рождением именно Футаки. Значителен был её вклад и в «Ходячий замок», «Рыбка Поньор на утёсе», «Со склоном Кокурико», «Мой сосед Тоторо», «Порко Россо», «Шёпот сердца» — всех этих чудесных, добрых, популярных в России лент.

Рыбка Поньо на утесе

А в январе 2019 года, посмертно, было выпущено коллекционное издание её рисованой книги «Дерево в центре мира».

Центральный персонаж, как и во многих мультфильмах, над которыми работала Футаки — мечтательная и смелая девочка, которая решила забраться на гигантское дерево в центре мира. Макико написала эту книгу, работая над «Тоторо» — специально для мультфильма она ездила зарисовывать с натуры старые большие деревья, в которых, по поверьям японцев, живут духи места.

Мой сосед Тоторо

Макико родилась в 1958 году — время, которое уже перестало быть послевоенным, но ещё не развернулось в сторону «современности», какой мы её представляем для Японии. Она была совсем малышкой, а разворот уже произошёл: в 1959 году будущий император женился не на одной из многочисленных кузин, а на простой девушке, пусть и из богатой семьи, с которой познакомился на теннисном корте. В шестидесятые новая принцесса, Митико, серьёзно задавала тон, представляя новую модель семьи, новую японскую женщину, и мир был залит светом, и казалось, что будущее распахнуто для всех — из этого света шестидесятых и выросла Макико, сумев пронести его в себе и поделиться им в мультфильмах от «Гибли». Там такие люди собирались вместе.

Ведьмина служба доставки

Футаки было только двадцать три, когда она попробовала устроиться в студию. Её первой же крупной работой стала «Навсикая из долины ветров».

Она была ключевым аниматором мультфильма — но это каким-то образом исчезло из титров. Позже такого не повторялось, и Футаки указывали во всех её работах. Начиная с «Небесного замка Лапута», где она опять была ключевым аниматором. Можно сказать, Футаки сходу ворвалась в историю мультипликации, умудрившись создать шедевры в удивительно молодом возрасте.

Небесный замок Лапута

Но Макико была аниматором задолго до студии «Гибли». Ещё студенткой она рисовала короткометражки в «кинокаллиграфическом» стиле и выставляла их на фестивали. Кинокаллиграфия — это рисование кадров мультфильма непосредственно на плёнке картины, вместо того, чтобы снимать покадрово рисунки. Работа мелкая, кропотливая, требующая вернейшей руки и хорошего глазомера — иначе на экране мультперсонажи будут «прыгать» и дёргаться, вместо того, чтобы двигаться нормально.

До основания «Гибли» ей также довелось поработать с Миядзаки в его дебютной работе про вора Люпена.

Работа ключевого аниматора заключалась в том, чтобы прорисовывать мимику персонажей и сложные сцены — по серии рисунков-ключей потом прочие аниматоры отрисовывали сцены и персонажей от и до. То есть, это создание визуальной концепции действий и мимики героев, которые в целом уже созданы другим человеком. Если вы обожаете сцену встречи маленькой девочки с Тоторо — то она полностью была «поставлена» Макико. Однако у неё была особенность: она работала кропотливо и потому порой медленно. И лучше всего ей удавались растения.

Рыбка Поньо на утесе

Миядзаки, говоря об этой особенности Футаки, сожалел, что в итоге она занимает меньше места в японской анимации, чем того требует её талант: культура аниме требует быстрой отрисовки новых лент, и настоящие деньги крутятся там, где стремительно делают сериалы. А Футаки была мастерицей проработки растений, животных, сложной мимики — что в сериалах не было востребовано.

Она могла бы зарабатывать больше, но в индустрию не вписывается.

Вообще Миядзаки обычно против того, чтобы аниматоры отвлекались на сторонние проекты, но в случае с Футаки он, напротив, пытался поощрять её участие в работах вне «Гибли» — он считал, что она должна стать значимой и заметной фигурой, что её талант надо продвигать, а не ограничивать. Вероятно, именно при поддержке Миядзаки она создала свою книгу о дереве в центре мира (которая ещё станет любимой у русских детей, если найдётся хороший переводчик).=

О таланте Макико можно говорить и много, и долго, но невозможно сказать ни слова, кажется, о ней самой. Скрытная, как многие японки, стеснительная, скромная — она практически никогда не обсуждала на публику своей личной жизни, мало говорила о своих мыслях, чувствах, устремлениях. И теперь уже никогда не разговорит её. Великая аниматорша умерла в 2016 году, после тяжёлой болезни.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится