Джиллис ответила, что не знает, сказав, что «портрет потерян навсегда». Этот комментарий может быть применен к ее собственному наследию. Как и многим женщинам-художницам, творчество которых так и осталось незаслуженно забытым, о Маргарет Джиллис известно на сегодняшний день крайне мало.
Краткая биография
Джиллис родилась в Лондоне в 1803 году. Она была четвертой в семье из пяти детей. Ее мать умерла, когда ей было восемь лет, поэтому ее отец отправил Маргарет и старшую сестру Мэри в его родную Шотландию, где они жили в Эдинбурге с тетей и дядей. Их дядя Адам Джиллис - лорд Джиллис, был судьей и заплатил за обучение сестер. Художественный талант Маргарет был оценен по достоинству.
В 1820-х годах ей преподавал шотландский миниатюрист Фредерик Круикшанк. Позже она начала экспериментировать с картинами большего формата, а в начале 1850-х она училась в Париже у братьев Ари и Анри Шефферам. Эти голландские художники управляли одной из самых модных художественных студий в Париже, их соседом был автор Джордж Сэнд (псевдоним Амантайн Люсиль Авроре Дюпен), женщина, которая, как Маргарет Джиллис, самостоятельно добилась славы и признания.
Борьба за равноправие полов
Вместе со своим гражданским мужем она хотела добиться перемен в обществе. Они были защитниками бедных и активно работали над облегчением их страданий. Саутвуд Смит – возлюбленный Маргарет, был на 15 лет ее старше, он работал в Комиссии по вопросам права, писал отчеты для правительства по вопросам санитарии и бедности и часто встречался с единомышленниками, которые могли бы помочь ему и его жене в их борьбе за равные права.
Знакомство с писателем Диккенсом
В Париже Маргарет Джиллис знакомится с одним из самых известных писателей того времени Чарльзом Диккенсом. В то время он находился в трудном периоде своей жизни. Его несколько последних книг были разгромлены критиками и не пользовались популярностью у читателей. Именно художница посоветовала ему начать работу над произведением «Рождественская песня», при этом она подготовила около десятка иллюстраций, которые полностью соответствовали тематике этой работы.
Маргарет договорилась с Диккенсом нарисовать его портрет, для чего великий писатель несколько недель едва ли не ежедневно приходил к ней в студию. В то время, когда его рисовали, автор боролся с финансовой и эмоциональной депрессией. Он был опечален неудовлетворительным восприятием своих американских заметок о путешествиях и, опять же, небрежным откликом на его последний роман. Диккенс понятия не имел о внезапном и огромном успехе «Рождественской песни» и о том, что его жизнь должна была измениться навсегда. Когда он позировал Джиллис, он был напряженным молодым отцом, преследуемым его собственным обедневшим детством и испуганным неспособностью поддержать его растущую семью.
История портрета
Известно, что написанный портрет был выставлен в Королевской академии в 1844 году, последний раз его тогда видели на публике. Об этой работе неплохо отзывались критики, утверждая, что писатель отображен мрачным, он словно потерян, как будто находится в депрессии и терзаем многочисленными сомнениями.
Последующая история картины остается окутанной тайной. Известно, что эта картина каким-то образом попала в Южную Африку, где в 2018 году потеря нашлась. В галерею Филиппа Молда в Лондоне пришло электронное письмо с просьбой дать совет о небольшой картине, покрытой грибком и грязью, что изображение было едва различимым. Коллекционер купил его в «коробке с мусором» и заплатил за весь бокс эквивалент 1500 рублей.