Когда Майя Менглет появлялась на зарубежных кинофестивалях, ее называли советской Софи Лорен – их внешнее сходство и правда было заметным. Но в начале 2000-х гг. ей пришлось уехать из страны, хотя это решение было для нее очень непростым.
Майя Менглет родилась в 1935 г. в Москве. Ее дальнейший путь был предопределен еще с рождения – ведь родители девочки, Георгий Менглет и Валентина Королева, были актерами. Но Майя могла бы стать манекенщицей – однажды на улице к ней подошли сотрудники Дома моделей на Кузнецком Мосту и предложили попробовать себя в роли манекенщицы. В 17 лет ей это казалось сказкой – девушке тут же предложили поездку в Англию. Но на тот момент она уже училась в Школе-студии МХАТ, и отец, услышав о ее планах, влепил ей пощечину – за то, что так легко отказалась от театра. На этом ее модельная карьера и завершилась.
В кино она начала сниматься еще в детстве, а после окончания Школы-студии МХАТ стала актрисой Театра Станиславского, которому отдала следующие 43 года своей жизни. А всесоюзная слава пришла к ней в 22 года, когда на экраны вышел фильм «Дело было в Пенькове», где она сыграла свою первую серьезную роль, к тому же – одну из главных. Никто из критиков не верил в то, что Светлана Дружинина и Вячеслав Тихонов смогут сыграть деревенских жителей, и уж тем более в то, что неопытная актриса, на тот момент еще студентка, сможет убедительно смотреться в этом любовном треугольнике, и заведомо поставили на этом фильме крест.
Майя Менглет всегда удивлялась, когда ее называли красавицей – сама она считала свою внешность весьма заурядной. И она знала, что ее звездная роль в фильме «Дело было в Пенькове» досталась ей отнюдь не благодаря внешним данным. На роль Тони претендовало много известных актрис, признанных красавиц, в том числе и жена режиссера Нина Меньшикова, но она не смогла сниматься из-за беременности. А когда режиссер Станислав Ростоцкий впервые увидел Майю – он понял, что нашел то, что искал. Она вошла в павильон, когда там проходили пробы другой актрисы, и присела в углу на чемоданчик, ожидая своей очереди. В этой кроткой, робкой, наивной и непосредственной девушке режиссер и увидел свою героиню.
Сама актриса позже не раз говорила о том, что не видит у себя ничего общего с Тоней: «Признаюсь честно, в молодости у меня был не такой спокойный характер, как у Тони из фильма «Дело было в Пенькове», а скорее, как у ее соперницы – Ларисы… По отношению к своему мужу, Леониду Сатановскому, я позволяла себе выходки, которые другой бы не стерпел, плюнул бы и ушел к чертовой матери».
Этот фильм стал одним из лидеров проката 1958 года – тогда его посмотрели 30,5 млн зрителей. После премьеры в Майю Менглет влюбились тысячи зрителей, а на международных кинофестивалях ее часто путали с Софи Лорен. Устоять перед ее очарованием действительно было сложно. Партнерша актрисы по съемочной площадке Светлана Дружинина, сыгравшая Ларису, рассказывала: «Ростоцкий был увлечен ею. На съемках подобные истории случаются. Порой так и рождаются звезды… А Ростоцкий еще и по природе своей был невероятно увлекающимся. Позже мы с его женой Ниночкой подружились на съемках «Девчат» и тепло общались долгие годы. Ниночка мне откровенно рассказывала: «Я всегда знаю о его увлечениях. Но мне легче пережить этот платонический роман, после которого у него будет удачный фильм, чем вместе с ним рыдать над его неудачей и ощущать, что в этом виновата я. Он ведь Пигмалион. Все мужчины-творцы – Пигмалионы. Они создают статую, влюбляются в нее. А потом эта статуя становится неинтересной и творец возвращается «в свое стойло»… Мудрая она была женщина…».
На съемках фильма «Аленка» она очаровала партнера Василия Шукшина. Им довелось сыграть довольно откровенную по тем временам интимную сцену, когда героиня лежала раздетая под одеялом, а герой растирал ее спину снегом, чтобы согреть. После этих съемок Шукшин несколько раз приезжал по утрам под окна актрисы и кричал: «Майя, выйди, я тебя обожаю!»
В 1960-1970-х гг. Майя Менглет продолжала сниматься в кино, но ни один фильм с ее участием не заслужил такой популярности, как «Дело было в Пенькове». К тому же на первом месте для нее всегда оставался театр, и если выбор был между участием в спектакле или в киносъемках, она отдавала предпочтение первому.
Решение об отъезде з СССР далось ей очень непросто. Сначала еще в 1970-х гг. за границу уехал ее старший сын Алексей, который влюбился в студентку МГУ из Германии, женился и переехал в Гамбург. Актриса рассказывала: «Помню день, когда сын сказал: «Я получил разрешение на отъезд!» Меня душили рыдания, ноги стали ватными. Мой мир рухнул, и я сначала не удивилась, что зеркало ходит ходуном, а стены трясутся. Оказалось – это землетрясение».
В 1990-х гг. у Майи Менглет и ее мужа, актера Леонида Сатановского, начались сложности в театре с приходом нового руководства, а в 2002 г. они остались без работы. Однажды Леонид заболел и отсутствовал в театре 2 дня. И за это время ему нашли замену в спектакле. Узнав об этом, Майя возмутилась и пошла разбираться к директору, а он предложил уволиться им обоим. До середины 1990-х гг. актриса периодически продолжала сниматься в кино, но предложений было все меньше и меньше. Последний фильм, в котором ее увидели зрители, – детектив «На углу у Патриарших» в 1995 г.
На тот момент за границу уехал и младший сын актрисы Дмитрий, которому удалось сделать научную карьеру – он стал доктором наук. Оба сына обосновались в Австралии, где Алексей смог реализоваться как актер. И они предложили родителям перебраться к ним в Мельбурн. Майя Менглет рассказывала: «Первое время жили тяжело, очень тоскливо! Леня вообще впал в депрессию, мне было больно на него смотреть. Круг общения резко сузился, у сыновей ведь свои дела, свои семьи… Потом, слава богу, нам позвонили из Русской театральной труппы в Монреале. Мы стали играть в спектаклях, ездить на гастроли, почувствовали себя востребованными. Правда, через несколько лет пришлось свернуть эту деятельность, стало тяжело. Со временем мы привыкли к Австралии». Майя Менглет осталась гражданкой России и периодически приезжала на родину, пока позволяло здоровье. В 2015 г. ушел из жизни ее муж, с которым они прожили 60 лет, и эта потеря стала для нее большим ударом. Сегодня главной радостью в жизни 83-летней актрисы являются внучки.