Через три года после Диканьки в свет выходит продолжение – сборник «Миргород» в двух томах. В первом красуются «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба», а во втором – «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Стоит сказать, что Гоголя уже и так читают запоем, даже любимые его восклицания («черт возьми!», «к черту!», «черт вас знает!») делаются популярными. Все удивлены одному: Украина, вот же она под боком, а предстает в повестях далекой и диковинной страной, ее даже не узнают живущие в Петербурге земляки писателя. Однако на автора читающая публика смотрит снисходительно, не поборол он еще репутации выскочки провинциала.
Тем не менее, в 1985 году, сразу после того как Гоголь выпускает новые произведения, известнейший литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский в своей статье под названием «О русской повести и повестях г. Гоголя» пишет о нем следующее:
«он [Гоголь] является главою литературы, главою поэтов, он становится на место, оставленное Пушкиным.»
Несомненно, похвала эта очень высока. Но что же так нравится Белинскому в новом писателе?
Прежде всего критик отмечает, что в продолжении «Вечеров» очень верно изображается жизнь, да так верно, что Гоголь, хоть и пишущий в прозе, для Белинского «поэт жизни действительной». Поэт, который уделяет внимание мелочным и обыкновенным происшествиям, причём может своими глупостями рассмешить читателя до слёз, а потом до этих же слёз его расстроить.
Например, в «Старосветских помещиках» супруги Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна, «две пародии на человечество», связанные друг с другом так называемой любовью-привычкой, «в продолжение нескольких десятков лет пьют и едят, едят и пьют, а потом, как водится исстари, умирают… Вы видите всю пошлость, всю гадость этой жизни животной, уродливой, карикатурной и между тем принимаете такое участие в персонажах повести, смеетесь над ними, но без злости, а потом рыдаете… Скажите, бога ради, можно ли язвительнее, злобнее и вместе с тем добродушнее и любезнее надругаться над бедным человечеством?».
Белинский считает, что Гоголь понимает всю ничтожность своих героев, но вовсе на них не сердится, а смотрит, как на играющих детей, без ненависти или злобы.
Отметим, что Любовь и Дружба – важнейшие концепты романтизма – связывают между собой два тома сборника, как бы их закольцовывают. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» - история презабавнейшая. В очень интересном ключе рассматривает её в своей работе филолог, профессор НИУ ВШЭ, Екатерина Эдуардовна Лямина.
Оба персонажа, по её мнению, имеют своих «тотемных животных».
Как мы помним, «ссора между ними происходит из-за неосторожного сравнения одного из них с гусаком», причем важную роль в конфликте играет также бурая свинья. При этом Иван Никифорович «демонстративно строит вплотную к владениям бывшего друга “отвратительный” гусиный хлев, а свинья Ивана Ивановича похищает из суда “ябеду” соседа». Интересно также, что болтливый, заносчивый, обидчивый и самолюбивый Иван Иванович очень походит характером на «гусака», которым окрестил его Иван Никифорович, толстый и ленивый человек, любящий сидеть по горло в воде, как свинья в луже.
Мы видим, что в повести Гоголя «ссора двух дворян перерастает в войну между соответствующими животными», иллюстрируя известную русскую поговорку «гусь свинье не товарищ».
Здесь надо упомянуть, что очень ценный паззл в понимание смысла названия сборника вносит финал данного произведения: неразрешившийся конфликт героев нарушает мир в самом «Миргороде», лишает это место его стержня, опоры.
Так, на страницах своих творений Гоголь фактически из двух уездов полтавской губернии и одного черниговской сотворил целый мир, который читатели очень полюбили. И всё же он пишет в конце вышеупомянутой повести:
"Скучно на этом свете, господа!»
Прощается Гоголь с жанром деревенской прозы. Впереди его ждет проза петербургская…